Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ 2004 (оглавление)


Введение

Привычка подводить итоги прожитого года небесполезна как для отдельного человека, так и для сообщества. Данная работа задумывалась как ежегодный аналитический доклад и адресована коллегам по медийному цеху и экспертам в области СМИ.

Конечно, мы все более-менее в курсе того, что происходит в нашей российской журналистике, в нашей медийной сфере. Но в повседневной суете нет места для рефлексии, осмысления происходящего. А когда «пролистываешь» события минувшего года день за днем, из отдельных фактов складывается тенденция, а это уже новое знание, тем более если тенденция парадоксальная. А парадоксов в нашей медийной жизни хватает.

Вот, например, один из них. Какие регионы в России лидируют по числу газет и журналов, выписываемых на 1000 человек? Какие регионы — в группе отстающих? Мы задавали этот вопрос двум десяткам экспертов, и если эксперт не был знаком с нашими предыдущими исследованиями, где эта статистика приводилась, то ответы были с точностью наоборот. Ни один эксперт, то есть ни один специалист в области СМИ, не мог предположить, что Москва и Санкт-Петербург будут в самом конце рейтинга подписки, а самыми читающими, или, точнее, самыми «подписывающимися» окажутся Татарстан и Башкортостан.

Более серьезная проблема. Мы привыкли считать, что основа свободы СМИ — их экономическая независимость. Основа такой независимости — развитый рекламный рынок. Россия по темпам развития рекламного рынка занимает первое (!!!) место в мире: 32% в год. А по уровню свободы слова — 140-е место из 167 стран. Может с рейтингом что-то не так? Но нет. Массовый опрос журналистов показывает, что лишь 8% из них не ощущает цензуры 1. Вот и телеакадемики письма про цензуру пишут. Как сочетает ся бурный рост рынка — основы экономической независимости — и одновременно рост несвободы прессы, которую все мы ощущаем порой просто физически?

В докладе два раздела: первый об отношениях СМИ и власти, второй — о медиарынке. В большинстве стран в подобном докладе раздел «власть и СМИ» был бы неуместен.

В России власть — это основа всего, Россия властецентрична. Все в ней растворяется: и собственность, и общество гражданское, и пресса, начиная с петровских «Ведомостей», государственная. И сегодня главные СМИ — телевидение — на 70% огосударствлены. Хотя по структуре доходов общероссийского медийного бюджета только 10% идет от власти, а 90% от рынка (реклама, продажи). Еще один парадокс?

На примере тяжбы «Коммерсанта» и «Московской правды» с «Альфа-Банком» мы могли убедиться, чего стоит экономическая независимость в условиях властного беспредела. В свете этих событий очень правильная формула В. В. Путина о том, что основой свободы слова является экономическая независимости СМИ, выглядит лукаво.

Возможно, часть читателей больше заинтересуют приложения, т.е. статистика и документы, чем основные разделы. Для этого их и публикуем.

Глава «Нарушения прав журналистов» подготовлена Олегом Панфиловым, директором Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России. Спасибо, Олег!

В главе о прессе использованы материалы и сведения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, любезно предоставленные Юрием Сергеевичем Пулей, начальником Управления Периодической печати, который умудряется одновременно быть блестящим чиновником, классным специалистом и душевным, интеллигентным человеком.

Данные по подписке предоставлены Первым заместителем генерального директора агентства «Роспечать» В. И. Кокоревым и заместителем руководителя Федерального Агентства Связи А. А. Щеголихиным. От всей души благодарим Вас и надеемся, что наше сотрудничество не ограничится работой над этим докладом и будет активно развиваться в будущем.

Глава о рекламе подготовлена Евгенией Пасютиной, которая, в свою очередь, опиралась на материалы лучшего в России специали ста по рекламе профессора Владимира Александровича Евстафьева и комментарии генерального директора компании «ЭСПАР-аналитик» Андрея Березкина и вице-президента WAN Евгения Владимировича Абова.

Пользуясь случаем, поздравляем господина Абова с большим успехом: исполком Всемирной Газетной Ассоциации и правления Всемирного форума главных редакторов приняли решение о проведении в 2006 году Всемирного Форума главных редакторов и Съезда Всемирной Газетной Ассоциации в Москве. Значит, что в будущем году Москва станет информационной столицей мира. Это большой успех Гильдии издателей периодической печати, вице-президентом которой является Евгений Владимирович.

В главах о телевидении и радио использованы материалы Марины Носкович, а также приведены основные тезисы выступлений на Конгрессе НАТ двух блестящих знатоков электронных СМИ, и поэтому членов Федеральной конкурсной комиссии: советника генерального директора ЮНЕСКО Генриха Юшкявичуса и социолога Даниила Дондурея.

Союз журналистов России и Институт «Общественная экспертиза» сердечно благодаря всех, кто своими материалами и консультациями помог в подготовке этого доклада, надеются, что замечания взыскательных коллег-читателей помогут при анализе 2005-го медийного года преодолеть очевидные недостатки, которыми страдает этот доклад.

 
© Институт „Общественная Экспертиза“