Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ 2004 (оглавление)


Пресса

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), на конец 2004 года в России было зарегистрировано более 45 тыс. периодических печатных изданий 10, в том числе около 26 тыс. газет и более 16 тыс. журналов. Реально на рынке их присутствует примерно втрое меньше. По большинству из них, особенно, региональным, городским, районным, нет никакой сводной информации ни о тиражах и территориях распространения, ни о форматах, периодичности и других параметрах выпуска.

К сожалению, достоверная тиражная статистика печатных СМИ в России пока не налажена. Как полагают в ФАПМК, в 2003 году общий напечатанный тираж газет составил 8,2 млрд. экз. В 2004 году, по предварительной оценке ФАПМК, суммарный напечатанный тираж российских газет составлял 8,5 млрд. экз., журналов — 570_600 млн. экз.

Федеральные издания в общероссийском тираже газет составляют примерно треть, еще треть газетного рынка — региональные газеты и оставшаяся треть приходится на долю муниципальной прессы («районки»). Среди журналов лидируют центральные издания, доля которых в общем годовом тираже составляет свыше 80%. Это не более 600 центральных изданий, так называемого «общего спроса», которые почти полностью определяют состояние рынка журналов.

Для журнального рынка характерна весьма слабая политизация, журналы развиваются в основном как бизнес.

Лидерами по тиражам в 2004 году были три категории журналов: телегиды, кроссвордные журналы и издания о кино. В совокупности их доля составляет около трети российского журнального рынка.

Динамично развивается рынок женских журналов.

Свыше 55% годового тиража и более половины годового объема составляют 250 журналов, печатающихся за рубежом. Преимущественно используется полиграфическая база Финляндии, Словакии, Германии и Литвы.

В отличие от ведущих журналов, рынок газет практически полностью ориентирован на отечественную полиграфию, поскольку технология газетного производства не позволяет печататься за рубежом.

Из значимых событий на рынке в 2004 году необходимо отметить относительное сокращение притока на рынок новых изданий, относящихся к сегменту так называемой «желтой» прессы, и появление большего числа новых качественных изданий, в том числе деловых, женских, научно-популярных, познавательных, развлекательных. Например, интересно появление таких новых проектов, как журналы Glamour, «Русский Newsweek», Time Out, Forbes, газета «Бизнес».

Весьма показательна судьба стартовавших в 2004 году двух журнальных проектов: журналов Glamour и «Новый очевидец». Если Glamour буквально «вломился» на рынок женского глянца, расшвыривая конкурентов с пятью миллионами долларов стартового бюджета на продвижение, имея четкую нишу и весьма жесткий маркетиг, то очередной проект Мостовщикова, изящно задуманный и порой не без журналистского блеска выполненный, блеснул на медийном небосклоне и к зиме канул в лету...

2004-й — год «революции» газетно-журнальных форматов. Наряду с традиционным, рынку был предложен новый компактный мини-формат журнала Cosmopolitan. За выдающийся коммерческий результат этого проекта его издатель Елена Мясникова была награждена премией «Медиа-менеджер года». К этому же ряду следует отнести появление цвета в «Известиях» — сначала в еженедельном «толстом» пятничном номере, а потом и в ежедневном выпуске. Обратил на себя внимание и профессионально выполненный ре-дизайн журнала «Здоровье».

Перевод газет в цвет, приведение форматов и дизайна в соответствие с новыми маркетинговыми задачами — необратимые тенденции печатного рынка, которые вызваны резкими изменениями в структуре медиапотребления. С появлением новых информационных технологий и каналов (кабельных, цифровых, мобильных, онлайновых) существенно сокращается доля традиционных СМИ, особенно газетной прессы, как привычного источника информации в общем объеме суточного медиапотребления. Даже мобильный телефон становится отдельным медиа-каналом, по которому поступает информация. Поэтому печатным СМИ надо прикладывать значительно больше маркетинговых усилий в борьбе за внимание и время своей аудитории. Формат, дизайн изданий в этом контексте рассматриваются как средство коммуникации, а не как украшение. Их главная задача — привлечь и удержать внимание читателя. Изменяется и форма подачи материалов. Все это должно, во-первых, увеличивать время, которое читатель проводит с изданием, во-вторых, позволить ему заметить большее число интересных материалов, в-третьих, побудить его более углубленно прочесть эти материалы.

Укрепляется полиграфическая база печатных СМИ. В 2004 году введены в эксплуатацию новые полиграфические и экспедиционные мощности типографий «Проф-Медиа Принт», «Пушкинская площадь», «Экстра-М».

Постепенно становятся более разнообразными способы привлечения дополнительных доходов от рекламы — в рекламном обороте появляется больше приложений, вкладок, вклеек, нестандартных полиграфических решений и т.д., формирующих дополнительные потоки рекламных доходов издателей.

К негативным событиям уходящего года можно отнести ухудшение условий распространения и продаж изданий в розницу. Архаичная и неэффективная система оптовой и розничной дистрибуции оказалась под серией ударов — например, запрет московских властей на торговлю прессой в метро.

В 2005 году, очевидно, изменится ситуация в регионах после прекращения действия Закона о господдержке местных городских и районных газет. C одной стороны, это перераспределит силы в пользу рыночно ориентированных изданий. Но с другой стороны, рыночное развитие местной районной и городской прессы еще долго будет невозможно без целевой государственной поддержки. Именно на местной прессе держится газетный бизнес во всем мире. Именно местная пресса в первую очередь реализует конституционное право населения на получение информации, в том числе о деятельности властей. В нашей же стране это самая незначительная по оборотам и объемам рекламы часть рынка.

 
© Институт „Общественная Экспертиза“