Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ 2004 (оглавление)


Розница

Объем реализации российской периодики по подписке и в розницу в 2004 году оценивается экспертами почти в 2 млрд. долларов США. Продажа тиражей, таким образом, остается главным источником дохода для большинства печатных СМИ страны. Одновременно соотношение подписка-розница меняется в пользу розницы и составляет сегодня примерно 1 к 2.

В последнее время стал очевиден «системный кризис» на рынке розничного распространения печати. Ввиду отсутствия правильно выстроенной экономической модели, этот рынок очень хаотичен и непрозрачен, что серьезно затрудняет ведение дел. Существующий на рынке конфликт интересов между издателями и распространителями прессы не позволяет нормально развиваться ни той ни другой стороне. Распространители печати заявляют о непонимании издателями специфики их бизнеса, нежелании инвестировать в его развитие, сетуют на низкую рентабельность сетей продаж, большие накладные издержки и т.д. В свою очередь издатели обвиняют распространителей в недобросовестности, несвоевременных платежах, вымогательстве денег за присутствие в сетях, высоких торговых наценках, нежелании работать с новыми изданиями, ряде других настоящих и «мнимых» грехов. При этом со стороны издателей отсутствует понимание, что продавцу печати принципиально важен объем продаж, а не реализация конкретных изданий, на приоритет выкладки которых в торговых сетях в первую очередь влияет потребительский спрос.

Рынок розничного распространения прессы в целом созрел для перемен и все отчетливее делится на тех, кто в силу собствен ной неэффективности доживает последние дни, и тех, кто ищет способы создания устойчивого бизнеса и преуспевает в этом. Наблюдается интенсивное укрупнение компаний, оптимизация логистики, а обострившаяся конкуренция между издателями периодики всех уровней побуждает многих из них вкладывать значительные средства в создание собственных сетей распространения.

Российские издатели и распространители вплотную подошли к пониманию необходимости внедрения на рынке торговли прессой согласованных механизмов его саморегулирования и самонастройки. Ставится задача регламентировать права и обязанности субъектов рынка прессы таким образом, чтобы издатель получил возможность управлять процессом ценообразовния на свою продукцию, а распространитель был экономически заинтересован развивать свой бизнес, обеспечивая издателям гарантированное присутствие их изданий в сетях. Причем по выбору издателя в течение всего срока реализации.

Импульс для этих процессов дало постановление Правительства Москвы, запрещающее розничную торговлю в метро и рядом со станциями метро.

Ответом на это решение стало создание НК «Издательская инициатива», учредительное собрание которого состоялось 27 сентября 2004 года. Объявленная цель организации — «реформирование рынка распространения периодической печати в России в интересах всего издательского сообщества». В число учредителей вошли крупные издательские дома: «Пронто-Москва», «За рулем», «Здоровье», EDIPRESS-KONLIGA, АФС, «Индепендент Медиа», «МСП», «Проф-Медиа», «Грюнер+Яр», «Эгмонт».

«Вход» в «Инициативу» стоит 100 000 долларов. Председатель Правления — Виктор Шкулев. Несмотря на благие цели, представители издательских домов, не вошедшие в десятку «инициативщиков», заподозрили их в желании монополизировать рынок распространения. В число учредителей «Инициативы» не вошли: «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «7 дней», «Московская правда» и некоторые другие лидеры издательского рынка.

Безусловно, этот конфликт спровоцировали московские власти: вместо 500_600 изданий, которые присутствовали на лотках в метро и рядом с ним, в автоматах по продаже прессы их может быть на два порядка меньше. Позицию местных властей озвучил глава Комитета по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы Михаил Щербаченко: «Комитет не заинтересован, чтобы в автоматах по продаже прессы в метро и на прилегающих территориях появлялся сторонний ассортимент», а также заявил, что «при отборе будет учитываться тиражность и тематика изданий». То есть между читателем и издателем становится уже не только распространитель, но и чиновник. Очевидно, что власть искусственно создает «злокачественный тромб» на рынке печати, который гарантирует цензурные и коррупционные последствия.

 
© Институт „Общественная Экспертиза“