Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ 2004 (оглавление)


Итоги радийного года

Радио в России в очередной раз доказало, что оно — самое далекое от политики СМИ. С начала 90-х годов в FM-диапазоне доминируют развлекательные радиостанции, которые и определяют ситуацию на рынке, контролируя основные рекламные потоки.

Еще осенью 2003 года рейтинг лидера FM-диапазона, развлекательного «Русского радио» превысил рейтинг проводного «Радио России», входящего в холдинг ВГТРК. Это доказывает, что российский радиорынок развивается по мировым канонам. Самыми успешными на нем оказываются музыкальные радиостанции, рассчитанные на широкую аудиторию. На развитых радиорынках помимо станций музыкальных форматов всегда присутствует несколько разговорных и новостных проектов. В России эти форматы не приживаются. Только «Эхо Москвы» приносит небольшую, но стабильную прибыль. Другие радиостанции, пытавшиеся работать в новостном или дискуссионном формате, потерпели неудачу. Радио «Он-лайн», входящее в холдинг «Проф-Медиа», прекратило существование и весной этого года превратилось в радиостанцию «Диско». Для российских радиохолдингов дорогая новостная радиостанция пока не по карману.

Концентрация бизнеса, характерная для других СМИ, наиболее наглядна в радиовещании. Если к началу 2000 года холдингами с натяжкой можно было назвать лишь тандемы «Европа плюс» — радио «Ретро» и «Русское радио» — радио «Монте-Карло», то сегодня холдинговых компаний на рынке уже шесть. Наиболее агрессивную политику проводит «Русская медиагруппа», купившая в этом году две радиостанции — Maximum и «Хит FM». Теперь у РМГ шесть частот, по этому показателю к ней приближается только «Газпром-Медиа» («Эхо Москвы», «Тройка», «Радио попса», «До-Радио» и «Спорт-FM». У «Проф-Медиа» — три радиостанции («Авторадио», «Энергия», «Радио-диско»). Кроме того, в феврале на последнем конкурсе на частоты в московском радиоэфире холдинг выиграл еще одну частоту. В заявке на конкурсе концепция новой станции была обозначена как «Русские песни» с произведениями отечественных бардов и городским шансоном. Действовать частота начнет не раньше весны. У «Европы+» — и «Ретро FM», у Newsmedia Radio Group — радио «Best FM» (в ноябре сменившее на частоте радио «Ультра») и «Наше радио».

Следующий шаг РМГ предугадать невозможно: станций, которые имеют хоть какой-то рейтинг и являются неаффилированными, всего две: «Серебряный дождь» и «Шансон». Причем их акционеры расставаться с активами не собираются. По всей видимости, теперь мы будем наблюдать за процессом слияний — поглощать уже некого.

 
© Институт „Общественная Экспертиза“