Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ 2004 (оглавление)


Телевидение

С 2001 года телевидение лидирует по рекламным бюджетам, и именно у него наибольший ежегодный прирост по сравнению с другими СМИ, даже с учетом корректировки данных по рекламе в прессе. Это не только самый большой сегмент, но и один из самых динамично растущих: если в целом с 2000 по 2003 гг. объем рекламного рынка вырос в 3,2 раза, то объем телевизионной рекламы — в 4,5 раза.


Научный руководитель Аналитического центра «Видео Интернешнл», доктор социологических наук, профессор Виктор Коломиец полагает, что «значительный рост сегмента телерекламы связан с продолжающимся превышением спроса на телевизионное рекламное время над предложением. Среди рекламодателей существует убеждение, что в России телевизионная реклама — это самый эффективный инструмент продвижения товара на рынке, поэтому любой рекламодатель, который хочет утвердиться на российском рынке, считает своим долгом «отметиться» на телевидении».


Одновременно больше, чем в других СМИ, растут и цены на телевизионное рекламное время. И эта тенденция продолжится и в последующие годы. Особенно рост заметен на самых популярных российских телеканалах.


По данным Аналитического центра «Видео Интернешнл», из 16 федеральных и сетевых телеканалов основные рекламоносители — шесть крупнейших каналов: «Первый канал», «Россия», НТВ, СТС, REN TV и ТНТ. На них, по экспертным оценкам, суммарно приходится около 80 процентов всех телевизионных рекламных бюджетов.


Таблица 4.

Объем рекламного времени в эфире телеканалов в 2003 году*

 

Объем рекламы
Первый канал
Россия
НТВ
СТС
REN TV
ТНТ
Всего
В среднем по каналу
Весь год (час)
881
982
895
869
906
703
5 236
873
В среднем в месяц (час)
73
82
75
72
76
59
436
73
В среднем в день (час)
2 ч 24 м
2 ч 42 м
2 ч 30 м
2 ч 24 м
2 ч 30 м
1 ч 54 м
14 ч 18 м
2 ч 24 м
В среднем от эфира (%)
11,2
11,6
11,8
11,2
11,9
9
-
11,1

* Источник: Аналитический центр «Видео Интернешнл»


По данным TNS Gallup Media, в 2003 году на первом месте по рейтингам среди россиян стоял Первый канал, на втором — «Россия», далее — третье и четвертое места делили НТВ и СТС. Телесеть СТС за последние два года сделала мощный рывок вперед и теперь составляет реальную конкуренцию каналу НТВ, который ранее уверенно входил в тройку лидеров. Возможно, этот успех подтолкнул владельца СТС — холдинг StoryFirst Communications к покупке телеканала М1, на основе которого будет строиться новая телесеть.


Ситуация в рейтингах телеканалов не изменилась и в 2004 году. Зато изменения произошли среди медиаселлеров. Осенью Агентство медиа сервис «Видео Интернешнл», крупнейший сейлз-хаус на российском рынке СМИ, объявило о прекращении с 1 января 2005 года договора об эксклюзивной продаже рекламных возможностей телеканала «Россия» и о продлении аналогичного договора с Первым каналом.


Последние годы сейлз-хаус на эксклюзивной основе осуществлял продажу рекламных возможностей Первого канала, «России», «Спорта», СТС, REN TV и М1, что, по оценке специалистов, составляло около 75 процентов всех телевизионных рекламных бюджетов. При этом в 2003 году на долю Первого канала пришлось 370 млн. долларов, на долю «России» — 300 млн.


После прекращения действия договора на ВГТРК будет создана собственная служба продаж, которая станет третьим участником рынка, который до этого с Агентством медиа сервис «Видео Интернешнл» делила компания «НТВ-Медиа», обслуживающая каналы НТВ и ТНТ.


По оценке специалистов, в 2003 году примерно 92 процента рекламодателей размещали свою рекламу на телевидении через медиабаинговые агентства. На долю 15 крупнейших из них в том же году приходилось более 86 процентов покупок рекламного времени на шести ведущих телеканалах. Согласно данным ежегодного совместного исследования Аналитического центра «Видео Интернешнл» и «НТВ-Медиа» среди них лидировали пять рекламных групп — Группа компаний «Видео Интернешнл» (23,2 процента), ADV Group (13,8 процентов), Starcom MediaVest Group (12,9 процента), BBDO Group (8,8 процента), Optimum Media OMD (8,3 процента). И в 2004-м, по всей видимости, группа лидеров останется прежней.


Не предвидится в 2004 году существенных изменений и в наиболее рекламируемых товарных категориях, и среди крупнейших телевизионных рекламодателей.


Несмотря на изменения в рекламном законодательстве, касающиеся рекламы пива, активность пивоваров осенью 2004-го снизилась ненамного и вряд ли в этом году пиво сдаст свои позиции. Значительную активность по-прежнему проявляют рекламодатели в товарных категориях «косметика и парфюмерия», «бытовая химия» и «соки». По данным Аналитического центра «Видео Интернешнл», в 2000 — 2003 годах суммарный рекламный бюджет по этим группам на телерекламном рынке вырос с 37 млн. долларов до 266 млн. (или в 7,2 раза), а суммарная доля в рекламных бюджетах на рынке увеличилась с 16,2 до 27,9 процентов, или на ?).


Растет доля на телерекламном рынке «услуг сотовой связи» и «сотовых телефонов». По итогам первого полугодия 2004-го, по данным TNS Gallup AdFact, «ВымпелКом» («Би Лайн») занял 14-е место среди крупнейших телевизионных рекламодателей в Москве, «МегаФон GSM» — 16-е, а МТС — 22-е.


Таблица 5.

Крупнейшие товарные категории по объемам рекламных бюджетов на национальном телерекламном рынке в 2003 году*


№№ Товарная категория
Доля в рекламных бюджетах на ТВ, %
1
Косметика и парфюмерия
17,1
2
Пиво
8,7
3
Бытовая химия
6,1
4
Лекарственные препараты, витамины
5,5
5
Молоко и молочные продукты
4,8
6
Соки
4,7
7
Прохладительные напитки
3,5
8
Услуги сотовой связи
3,5
9
Продукты быстрого приготовления
3,3
10
Шоколад и шоколадные изделия
2,8


Таблица 6.

10 крупнейших рекламодателей на национальном телевидении в 2003 году*

 

№№ Рекламодатель
Доля рекламных бюджетов, %
1
Procter & Gamble
4,7
2
«Вимм-Билль-Данн»
3,1
3
L'Oreal-Garnier
2,8
4
Schwarzkopf & Henkel
2,6
5
Nestle
2,6
6
Beiersdorf
2,3
7
Unilever
2,3
8
«Марс-Россия»
2,3
9
PepsiCo
1,9
10
Wrigley
1,8

* Источник: Аналитический центр «Видео Интернешнл»


Таблица 7.

10 крупнейших рекламодателей на телевидении, январь-сентябрь 2004 года, Москва*

 

№№
Рекламодатель
1
Procter & Gamble
2
Nestle
3
Unilever
4
Danone
5
Sun Interbrew
6
PepsiCo
7
Wrigley
8
«Марс-Россия»
9
Henkel Group
10
Dirol Cadbury LLC

* Источник: TNS Gallup AdFact

 
© Институт „Общественная Экспертиза“