На главную страницу
 
русский english

НОВОСТИ


ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Экспертный анализ

Ряд исследовательских институтов провел исследование, итоги которого обсудили участники конференции "Общественная оценка потенциала российских вузов в реформе высшего образования", прошедшей 20 октября 2005 года в Центральном Доме журналиста. В ходе конференции состоялась презентация неправительственного доклада "Потенциал российских вузов в реформе высшего образования", подготовленного Институтом "Общественная экспертиза". Эта исследовательская работа - часть широкомасштабного проекта "Демократический аудит России", осуществляемого Институтом.

Высшая школа в последнее десятилетие испытывает существенные изменения и это достаточно очевидно. Почти в три раза выросло число вузов, численность первокурсников практически сравнялась с численностью выпускников школ, "платный сектор" составляет около половины студенческого контингента. Однако, как эти и другие изменения воспринимаются общественностью? Что принимается, а что нет? Какие проблемы попадают в фокус общественного внимания, а какие, может быть не менее важные, остаются на периферии интереса общества? В докладе "Потенциал российских вузов в реформе высшего образования" эксперты отвечают на эти и другие вопросы.

"Общественная экспертиза" не обошла стороной и вопрос структурных преобразований в российских вузах, вызванных вхождением России в Болонский процесс и связанной с ним необходимостью формирования единой мировой среды высшего образования. Нынешний, 2005 год, знаменует новый этап изменения общественного мнения по поводу участия России в Болонском процессе. Не только Министерство науки и образования, но и многие вузы разрабатывают свои программы. Началась острая дискуссия, как по общей стратегии перемен, так и по отдельным направлениям. Эксперты анализируют этот феномен и многие, связанные с ним процессы, такие как развитие дистанционного образования или пресловутая "утечка мозгов".

Нужно признать, что российская образовательная система смогла выжить в последние годы именно за счет стремительного роста сектора платного образования. Доходы государственных вузов от образовательных услуг в 2004 году составили около 2,3 млрд. долларов, в то время как расходы федерального бюджета на высшее образование в том же году лишь незначительно превысили эту сумму. С 2000 года начался стремительный рост количества вузовских мест, который привел к тому, что фактически Россия перешла к всеобщему высшему образованию. В представленном на конференции неправительственном докладе Института "Общественная Экспертиза"собраны аналитические материалы, посвященные этим проблемам, а также интеграции различных уровней образования, социальной мобильности дотационных регионов и другим актуальным вопросам.

К каким выводам пришли авторы исследования "Общественной экспертизы"?

По их оценке, три фактора или три направления определяют ход структурных изменений. Первое, это освоение информационных технологий. Они меняют характер профессиональной деятельности, выстраивают высокомобильную модель труда, повышают спрос на универсальное образование. Второй фактор - изменение экономической основы функционирования системы образования. Массовая востребованность населением высшего образования почти полностью вывела его в сферу рыночных отношений. Теперь оно способно отчасти поддерживать самоокупаемость. Третье направление - организационно-структурные изменения в образовании. Система образования должна стать более гибкой, мобильной, открытой, отвечать условиям и темпам научно-технических преобразований, международного разделения труда, вписываться в процессы глобализации.

Помимо Института "Общественная экспертиза" в конференции приняли участие представители Рособрнадзора, вузов ряда регионов России, кадровых агентств, консалтинговых служб, средств массовой информации. Были представлены доклады:

    • "Тенденции развития системы признания иностранных документов об образовании в России" (Е.Н. Геворкян, В.И. Круглов - представители Рособрнадзора совместно с Е.В.Шевченко (СПбГПУ, г. Санкт-Петербург);

    • "Методические основы общественной системы оценки качества образовательных услуг" (В.Н.Гук, эксперт по менеджменту качества агентства "РейтОР");

    • "Возможности использования бенчмаркинга в образовании" (Г.Н. Мотова, заместитель директора Научно-информационного центра государственной аккредитации Минобразования Российской Федерации);

    • "Система общественных оценок качества высшего образования" (В.Н.Троян, научный консультант рейтингового агентства "РейтОР", проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета);

    • "Рынок труда и образование" (Т.Л. Кличко, доктор экономических наук Академии Народного Хозяйства);

Итоги конференции подвел директор Института "Общественная экспертиза" И.А. Яковенко:

"Дальнейшие направления работы над проектом оценки российских вузов будут лежать в области совершенствования методики, анализирующей потенциал высшей школы. Формирование адекватной оценки будет опираться, прежде всего, на потребительские потребности. Миллионы людей, заинтересованную в исследовании такого рода, возможно разделить на 5 категорий:

1. Абитуриенты
2. Руководство вузов
3. Работодатели
4. Кадровые агентства
5. Государство

Все эти категории заказчиков, и в то же время потребителей, должны признать систему рейтингов. Процесс признания исследований, должен быть открытым, то есть иметь возможность четкого прослеживания. Для этого планируется создание представительного органа. Другими словами, крайне важно, чтоб в структуру "Наблюдательного совета" вошли представители организаций, выражающих интересы этих пяти групп потребителей. Таких как - РСПП, ОПОРА и "Деловая Россия", профсоюзы работников высшего образования, Управление учреждений образования, Федеральное агентство по образованию, крупные кадровые агентства, Ресурсные центры сферы образования и система ЦНИТ\РЦИ, МИНОБРНАУКИ, РОСОБРНАДЗОР, РОСНАУКА, РОСПАТЕНТ и так далее.

Слово "рейтинг" достаточно лукаво, оно может отражать статистистику любого рода. На сегодняшний день существует 4 метода для грамотного мониторинга образования. Первый - это экспертный опрос, второй - анализ статистических данных по вузам, третий метод - прослеживание связи между обучением и карьерой, и четвертый - это зарплата выпускников. На мой взгляд, рейтинг, основанный на предложенных нами методах - достаточно серьезная заявка на то, чтобы он был принят и стал надежным ориентиром на рынке высшего образования.

11.11.2005

Егор Лавренчук
Институт "Общественная Экспертиза"

Дополнительные материалы:












 
© Институт „Общественная Экспертиза“