На главную страницу
 
русский english

НОВОСТИ


Чем грозит России фактическое отсутствие парламента

"Нынешняя Госдума настолько послушна исполнительной власти, что утратила признаки парламента. И об этом говорят не какие-то отдельные факты, а цифры, оценивающие текущую ситуацию. За все время своего существования она отклонила лишь 3 из 89-ти законопроектов, внесенных правительством, и ни одного президентского закона. Более того - брак, который с фантастической скоростью - менее минуты на обсуждение - принимается, свидетельствует о том, что это не законотворческий процесс, а лишь его имитация". Так охарактеризовал работу Государственной Думы четвертого созыва директор Института "Общественная экспертиза" И. Яковенко, выступая 9 ноября 2005 года в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Его позицию поддержало 98% из почти 8-ми тысяч радиослушателей, принявших участие в опросе.

Для участия в программе "Ищем выход", посвященной обсуждению деятельности российского парламента, наряду с И. Яковенко были также приглашены два депутата Государственной Думы - член фракции "Единая Россия" Геннадий Райков и не входящий ни в одно из депутатских объединений Владимир Рыжков.

Непосредственным поводом для их приглашения стало рассмотрение "дела Рыжкова" на заседании думской комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, которую возглавляет Г.Райков. Думскому большинству не понравилось содержание публикации газеты "Новые известия" под названием "Историческое холуйство", в которой В.Рыжков напомнил, что существовавшие в начале ХХ века в России Государственные Думы проделали эволюцию от оппозиционной первой, до "холуйской" (цитата того времени) четвертой. Параллели с нынешней четвертой Думой не заметить было трудно.

Комментировал он это следующим образом: "Статья была приурочена к столетию манифеста Николая II, которым были провозглашены политические и гражданские свободы подданных Российской империи и обозначены выборы в Госдуму. Итак, речь шла именно об историческом факте - переломном событии в судьбе российского парламентаризма. Рассуждая на эту тему, я пришел к выводу - вектор развития дореволюционных и современных Дум до удивления схож. Если 1-я Дума, собравшаяся 27 апреля 1906 г. была разогнана через 70 дней, так как была оппозиционной, то 2-я Дума была разогнана примерно через 90 дней по той же причине. Но после изменений в избирательном законодательстве, произведенных П.Столыпиным, 3-я и 4-я Думы стали абсолютно лояльны Царю и его Кабинету. Я пытался объяснить, что история повторяется - путь от самостоятельного парламента к парламенту управляемому - в России занимает четыре созыва и 12 лет. Стоит также учесть, что Дума четвертого созыва в Российской империи была последней".

Так чем должна заниматься нижняя палата парламента, и чем она занимается на самом деле?

"Дума должна исполнять роль фильтра, - подчеркнул И. Яковенко. - Она обязана отстаивать права избравших ее граждан перед правительством. А у нас все субъекты законодательной активности делятся на две части - свои и чужие. Свои - это, прежде всего, Президент, Правительство и думское большинство, а все остальные - чужие. Причем законопроекты, внесенные не "Единой Россией", блокируются за пределами зала заседаний палаты. Их возвращают авторам по формальным основаниям, консервируя в комитетах, и не вынося на пленарное обсуждение. Об этом говорят результаты исследования "Демократический аудит России". Наш проект - это стандартная процедура, которая во всем мире существует уже 15 лет. Просто классификация страны. Никаких политических оценок здесь нет. Речь идет только о статистике. В мировой политологии есть такое понятие - амплитуда отклонения. Смысл очень простой - все ли граждане равны при голосовании? Нынешние выборы - потрясающий пример рекордного отклонения этой амплитуды: за "Единую Россию" проголосовало 37% населения - таковы данные избиркома - а в парламенте представлено 67% "единороссов". То есть, каждый сторонник "Единой России" имеет два голоса. В то же время все остальные избиратели - кто-то не имеет ни одного голоса, кто-то имеет полголоса, и так далее. По факту мы вернулись к Конституции 1924 года, в соответствии с которой у нас было 15 категорий граждан, пораженных в политических правах".

Г.Райков не согласился с этими аргументами. По его словам, величина фракции "Единая Россия" связана с тем, что в нее помимо списочников-"единороссов" вошли более ста "единороссов"-одномандатников, а также одномандатников из Народной партии России (ее до выборов возглавлял сам Г.Райков).

Возникает вопрос, является ли обманом избирателей поход в Думу под флагом одной партии и - после получения депутатского мандата - незамедлительный выход из нее и вступление в другую партию (и одноименную фракцию)?
И. Яковенко: Скажите, пожалуйста, вы своим избирателям, когда шли во главе "Народной партии", говорили что вы и есть "Единая Россия", или все-таки шли под флагом "Народной партии"?

Г.Райков: Нет, мы шли под флагом "Народной партии", но шли с теми же самыми позициями, что и "Единая Россия". Почему "Народная партия" не получила голосов? Да что же голосовать за маленькую партию, когда лучше проголосовать за большую.

И. Яковенко: Вот в этом-то и есть обман избирателей, который произошел в массовом порядке. По сути дела, что получилось? Практически со всеми депутатами-одномандатниками, которые шли как независимые, от "Народной партии" или от других партий, была проведена работа. Ну, давайте будем честными. Все же прекрасно знают - в администрации президента русским языком всем было сказано - хочешь, чтобы твои избиратели получили соответствующие преференции, и ты смог что-то сделать в Госдуме - переходи в "Единую Россию".

"Это привело к тому, что Госдума у нас однопартийная. На сегодняшний момент, свыше 75% Госдумы - это проправительственные фракции - "Единая Россия" и ЛДПР, которые единым образом, стопроцентно, голосуют за все президентские законы - это статистика, это не выдумка. Есть принцип - если менее трети в парламенте оппозиция, значит, это однопартийный парламент. Фактически он не работоспособен. Это мировой опыт. Совет Федерации вообще утратил хоть какие-то признаки парламента, так как его члены назначаются, а это уже не представительная власть. Половина их не получает даже косвенного мандата от народа - назначенные губернаторы назначают своих представителей. Как следствие - участие в законодательном процессе верхней палаты парламента ничтожно. Влияние на принятие решений близко к нулевой отметке. Сегодня Совет Федерации являет собой апофеоз фиктивного парламентаризма".

Фактически в России при этом "парламенте" исчезло разделение властей. Дума и Совет Федерации превратились в подразделение Администрации президента. Это приводит не только к обилию законодательного брака. Если интересы людей не представлены в парламенте, если исчезает парламент как площадка для обсуждения главных проблем страны, граждане вынуждены будут решать эти проблемы на улице.

С полным текстом радиопередачи вы можете ознакомиться по адресу: http://echo.msk.ru/programs/exit/39842/

Институт "Общественная Экспертиза"

 
© Институт „Общественная Экспертиза“