На главную страницу
 
русский english


ОТЧЁТ ( май 2004 г.)



5. Оценка населением РФ введения Единого государственного экзамена для аттестации выпускников общеобразовательной школы и зачисления абитуриентов в вузы

В течение ряда лет Министерством образования проводится эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по аттестации выпускников общеобразовательной школы и использованию результатов ЕГЭ при конкурсном зачислении в вузы вместо вступительных экзаменов. Предполагается также, что по результатам ЕГЭ будут выдаваться денежные сертификаты выпускникам, по которым они будут оплачивать продолжение своего образования. Кардинально меняется таким образом финансирование вузов. Сначала этот эксперимент охватывал лишь несколько регионов и вузов России. В следующем году намечается введение ЕГЭ по всей России. Среди аргументов по внедрению ЕГЭ представители Министерства образования указывали на использование этой меры как средства ограничения коррупции (взяточничества) при приеме в вузы. Вместе с тем, ряд руководителей вузов, определенная часть учителей, представители общественности выражали сомнение и несогласие по поводу ЕГЭ как по методике его проведения (тестирования), так и по использованию результатов ЕГЭ в конкурсном отборе в вузах.

В данном опросе респондентам было предложено выразить свое отношение к формам оценки знаний выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов вузов. Были предложены для оценки три формы: ЕГЭ, прежняя форма выпускных экзаменов и прежняя форма вступительных экзаменов. Также респондентам было предложено выразить свое мнение по поводу возможностей использования ЕГЭ в борьбе с коррупцией: "Позволит ли сократить введение Единого государственного экзамена взяточничество, коррупцию при аттестации выпускников и приеме в высшие учебные заведения?"

Данные опроса представлены в таблицах 5.1, 5.2, 5.3. В таблице 5.1. представлено распределение показателей по выделенным в анкете вариантам ответа. В таблице 5.2 приведены: среднее значение оценок в баллах и агрегированные значения положительных и отрицательных оценок.


ТАБЛИЦА 5.1. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА


«Министерство образования вводит письменный Единый государственный экзамен по аттестации выпускников общеобразовательной школы. По мнению представителей Министерства, такая мера ограничит коррупцию (взяточничество) при приеме в вузы. Ряд руководителей вузов считает, что прием в вузы по оценкам Единого государственного экзамена (вместо вступительных экзаменов) не выявляет склонности абитуриента к будущей профессии. Каково Ваше отношение к формам оценки знаний учащихся?»

Выразите свое отношение к формам оценки знаний выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов вузов в баллах. 1 балл – полностью не согласны; 5 баллов – полностью согласны; другие значения промежуточные.

Данные приведены в % от числа опрошенных

 
1
2
3
4
5
Затрудняются в оценке
Ввести Единый государственный экзамен
22%
6%
12%
6%
24%
30%
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
15%
6%
12%
13%
35%
17%
Сохранить вступительные экзамены в вузы
14%
4%
13%
12%
38%
19%


ТАБЛИЦА 5.2. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Министерство образования вводит письменный Единый государственный экзамен по аттестации выпускников общеобразовательной школы. По мнению представителей Министерства образования, такая мера ограничит коррупцию (взяточничество) при приеме в вузы. Ряд руководителей вузов считает, что прием в вузы по оценкам Единого государственного экзамена (вместо вступительных экзаменов) не выявляет склонности абитуриента к будущей профессии. Каково Ваше отношение к формам оценки знаний учащихся?»

Выразите свое отношение к формам оценки знаний выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов вузов в баллах. 1 балл – полностью не согласны; 5 баллов – полностью согласны; другие значения промежуточные.

Средний балл по выборке
Скорее согласны:оценки4 и 5 баллов.
Скореене согласны:оценки1 и 2 балла.
3,0 балла
Ввести Единый государственный экзамен
30%
28%
3,4 балла
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
49%
22%
3,4 балла
Сохранить вступительные экзамены в вузы
50%
19%


ТАБЛИЦА 5.3. ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ РФ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
КАК АНТИКОРРУПЦИОННОЙ МЕРЫ

В % отчисла опрошенных «По Вашему мнению, введение Единого государственного экзамена позволит сократить взяточничество, коррупцию при аттестации выпускников и приеме в высшие учебные заведения?»
11
да
13
скорее да
20
скорее нет
38
не сократит коррупцию
18
затрудняются в ответе

Прежде укажем, что по отношению к ЕГЭ около трети опрошенных (30%) затруднились выразить к нему свою позицию. ЕГЭ относительно сложный, специфический предмет оценивания. Респонденты осторожно отнеслись к его оценке. Вместе с тем следует учитывать, что вопрос вполне в пределах компетентности аудитории. 91% опрошенных имеют среднее образование, 44% опрошенных имеют в семье детей до 18 лет. Почти все прошли процедуры выпускных экзаменов, а большинство и процедуры вступительных экзаменов. Для многих вопрос затрагивает семейный интерес. Поэтому, если население плохо информировано о ЕГЭ, то это скорее может рассматриваться как недочет в работе Минобразования и СМИ. Среди тех, кто уклонился от оценки, некоторую часть составляют респонденты, которые не смогли для себя полноценно соотнести плюсы и минусы такой формы аттестации и нуждаются в развернутых аргументах.

Примерно поровну (по трети опрошенных) разошлись положительные (30%) и отрицательные (28%) оценки ЕГЭ. В тоже время, почти половина опрошенных настроена положительно по отношению к сохранению прежних форм выпускных экзаменов общеобразовательной школы (49%) и вступительных экзаменов в вузы (50%). Негативные оценки прежних форм выпускных экзаменов выставили 22% опрошенных, вступительных экзаменов в вузы 19% опрошенных. Таким образом, заметно преобладает в общественном мнении позиция на сохранение прежних форм аттестации знаний учащихся.

Куда более единодушна оценка возможностей ЕГЭ как анти-коррупционной меры, как формы борьбы с взяточничеством. На вопрос "По Вашему мнению, введение Единого государственного экзамена позволит сократить взяточничество, коррупцию при аттестации выпускников и приеме в высшие учебные заведения?" - лишь четверть опрошенных (24%) выразили надежду, что ЕГЭ позволит сократить взяточничество. Напротив, более половины опрошенных (58%) не верят в возможности ЕГЭ как анти-коррупционной меры. Кстати, и доля затруднившихся в ответе на этот вопрос составила 18%. Видимо, речь идет уже не столько об отношении к ЕГЭ, сколько о пессимистичном отношении населения к возможностям ограничения коррупции в нашей стране, к какой бы сфере она не относилась.

В таблицах 5.3 - 5.11 предложены показатели отношения различных категорий опрошенных к формам аттестации выпускников школы и вступительных экзаменов в вузы. Данные представлены в виде отклонения от средних значений по всей выборке в баллах.

ТАБЛИЦА 5.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА СРЕДИ СТОРОННИКОВ ПАРТИЙ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
ЕР
КПРФ
ЛДПР
«Родина»
«Яблоко»
СПС
Ввести Единый государственный экзамен
+0,1
-0,2
-0,1
-0,1
+0,1
+0,2
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
0
+0,3
+0,1
+0,1
-0,3
-0,3
Сохранить вступительные экзамены в вузы
0
0
+0,1
+0,3
0
-0,2


ТАБЛИЦА 5.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА СРЕДИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
мужчины
женщины
Ввести Единый государственный экзамен
0
0
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
0
0
Сохранить вступительные экзамены в вузы
0
0


ТАБЛИЦА 5.5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ОПРОШЕННЫХ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
До 30 лет
31 – 45 лет
46 – 60 лет
61 и старше
Ввести Единый государственный экзамен
0
0
0
-0,1
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
-0,1
-0,1
0
+0,2
Сохранить вступительные экзамены в вузы
-0,2
-0,2
0
+0,2


ТАБЛИЦА 5.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
Неполное среднее
Среднее
Средне специальное
Высшее
Ввести Единый государственный экзамен
-0,1
+0,1
-0,1
+0,1
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
0
+0,1
+0,1
-0,1
Сохранить вступительные экзамены в вузы
-0,1
0
+0,1
0


ТАБЛИЦА 5.7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА СРЕДИ РЕСПОНДЕНТОВ,
В СЕМЬЕ КОТОРЫХ ЕСТЬ ДЕТИ ДО 18 ЛЕТ ИЛИ НЕТ ТАКИХ ДЕТЕЙ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
В семье есть дети до 18 лет
В семье нет детей до 18 лет
Ввести Единый государственный экзамен
+0,2
-0,1
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
-0,2
+0,2
Сохранить вступительные экзамены в вузы
-0,2
+0,1


ТАБЛИЦА 5.8. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РОДУ ЗАНЯТИЙ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

  Рабочие, в т.ч. сельхоз ИТР производ-ственной сферы Работ-ники сферы услуг Работники сферы образо-вания, культуры, медицины Служа-щие гос. органов Руко-води-тели Пред-прини-матели Воен-ные Уча-щиеся Пенси-онеры Не рабо-тают
Ввести Единый государственный экзамен -0,2 -0,4 +0,2 0 +0,1 +0,6 +0,1 +0,2 +0,4 -0,1 -0,1
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов -0,1 0 +0,1 -0,1 -0,1 -0,3 -0,2 -0,4 -0,3 +0,3 +0,1
Сохранить вступительные экзамены в вузы -0,2 +0,1 0 0 +0,1 -0,3 -0,2 -0,4 -0,4 +0,2 +0,1


ТАБЛИЦА 5.9. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО САМООЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
Богатые, обеспеченные
Не испытывают затруднения в повседневных расходах
Испытывают затруднения в повседневных расходах
Бедствуют
Ввести Единый государственный экзамен
+0,2
0
+0,1
-0,1
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
-0,1
-0,2
+0,1
+0,2
Сохранить вступительные экзамены в вузы
-0,1
-0,1
+0,1
+0,1


ТАБЛИЦА 5.10. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
Жители городов
Жители ПГТ
Жители ПГС и сел
Ввести Единый государственный экзамен
0
0
0
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
0
0
-0,3
Сохранить вступительные экзамены в вузы
+0,1
-0,1
-0,4


ТАБЛИЦА 5.11. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ПОВОДУ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РФ

Отклонение от средних значений оценок в баллах по категориям.

+ означает более высокий уровень согласия с суждением
- означает более низкий уровень согласия с суждением

 
Центральный
Северо-Западный
Приволжский
Уральский
Южный
Сибирский и Дальневосточный
Ввести Единый государственный экзамен
+0,4
0
0
-0,2
-0,3
-0,1
Сохранить прежнюю форму выпускных экзаменов
+0,4
+0,5
-0,4
-0,2
-0,4
0
Сохранить вступительные экзамены в вузы
+0,6
+0,7
-0,4
-0,2
-0,6
-0,2

В таблице 5.12. предложен список категорий опрошенных, которые значительно чаще (с отклонением +0,3 балла и более) поддерживают выделенные в опросе формы оценки знаний выпускников вузов и конкурсных экзаменов в вузы.


ТАБЛИЦА 5.12.

Чаще поддерживают ЕГЭ
Чаще поддерживают прежнюю форму выпускных экзаменов в школе Чаще поддерживают прежнюю форму вступительных экзаменов в вуз

· Обеспеченные слои населения· Работники сферы услуг, руководители, военные, учащиеся,

· Жители Центрального федерального округа

· Люди пожилого возраста старше 60 лет· Пенсионеры

· Малообеспеченные слои населения

· Жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов

· Сторонники КПРФ

· Люди пожилого возраста старше 60 лет· Пенсионеры

· Жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов

· Сторонники «Родины»

В анализе показателей поддержки ЕГЭ и традиционных форм выпускных экзаменов в школе и конкурсных экзаменов в вузе устойчивые зависимости не прослеживаются. Люди пожилого возраста, пенсионеры, малообеспеченные слои готовы поддержать как прежние формы, так и, по-видимому, любые новации в сфере образования (по принципу: "Делайте что-нибудь!"). Молодое поколение в оценках более осторожно. Заметим также, среди молодежи уровень поддержки ЕГЭ чуть выше, чем среди старших поколений (см. табл. 5.6), так же как и среди семей, где есть дети до 18 лет (см. табл. 5.7). Работники образования, культуры, медицины (которые могут рассматриваться как эксперты) примерно одинаково критически настроены по отношению ко всем выделенным для оценки формам аттестации выпускников и вступительных экзаменов в вузы.

В таблице 5.11 предложено распределение оценок по отношению к возможностям Единого государственного экзамена как антикоррупционной меры среди различных категорий опрошенных. Данные приведены в виде разности положительных и отрицательных оценок.


ТАБЛИЦА 5.11. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОЗМОЖНОСТЯМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА КАК АНТИКОРРУПЦИОННОЙ МЕРЫ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ОПРОШЕННЫХ

Данные в % в виде разности положительных и отрицательных оценок.

«+» означает, что доля опрошенных, положительно оценивающих возможность ЕГЭ как антикоррупционной меры, превышает долю опрошенных, отрицательно оценивающих такую возможность;
«-» означает, что доля опрошенных, отрицательно оценивающих возможность ЕГЭ как антикоррупционной меры, превышает долю опрошенных, положительно оценивающих такую возможность

Среди сторонников партий
ЕР
КПРФ
ЛДПР
«Родина»
«Яблоко»
СПС
-30%
-49%
-41%
-39%
-24%
+2%
Среди мужчин и женщин
мужчины
женщины
-32%
-35%
По наличию в семье детей в возрасте до 18 лет
В семье есть детей в возрасте до 18 лет
В семье нет детей в возрасте до 18 лет
-24%
-48%
По возрастным категориям
До 30 лет
31 – 45 лет
46 – 60 лет
61 и старше
-25%
-29%
-42%
-39%
По уровню образования
Неполное среднее
Среднее
Средне специальное
Высшее
-41%
-33%
-41%
-28%
По самооценке финансового положения
Богатые, обеспеченные Не испытывают затруднения в повседневных расходах Испытывают затруднения в повседневных расходах
Бедствуют
-24%
-27%
-39%
-48%
По федеральным округам
Центральный
Северо-Запаныйд
Приволжский
Уральский
Южный
Сибирский и Дальневосточный
-37%
-43%
-17%
-10%
-52%
-35%

По роду занятий
Рабочие, в т.ч. сельхоз ИТР произ-водст-венной сферы Работ-ники сферы услуг Работники сферы образо-вания, культуры, медицины Служа-щие гос. органов Руково-дители Предпри-ниматели Воен-ные Уча-щиеся Пенси-онеры Не рабо-тают
-37% -46% -43% -34% -37% +1% -30% -19% -23% -45% -35%

Как видно из приведенных данных, практически среди всех категорий опрошенных негативные оценки возможностей ЕГЭ как антикоррупционной меры превышают позитивные оценки. Только среди сторонников СПС и руководителей соотношение оценок иное.

Выделим категории опрошенных, среди которых отрицательные оценки возможностей ЕГЭ как антикоррупционной меры отмечались чаще, чем положительные оценки на 35% и более. (Впрочем, допустимо обобщение - эти категории населения вообще реже надеются на возможность ограничения коррупции в России)

— Люди старше 46 лет
— Женщины чаще, чем мужчины
— В семье нет детей до 18 лет
— Лица с неполным средним и средне специальным образованием
— Пенсионеры, рабочие, ИТР производственной сферы, работники сферы услуг, госслужащие, безработные.
— Малообеспеченные слои населения
— Все федеральные округа, кроме Уральского; причем особенно сильно пессимизм в отношении возможности ограничения коррупции в образовании проявляется в Южном федеральном округе
— Сторонники КПРФ, ЛДПР и "Родины"

Вверх
Страница 5 из 8
 
© Институт „Общественная Экспертиза“