Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

ПРОЕКТ: «Власть – Общество – СМИ» (оглавление)


ВЛАСТЬ

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА: ИТОГИ ПЕРВЫХ 100 ДНЕЙ.

Государственная Дума РФ четвертого созыва. Что она представляет из себя как ин-струмент принятия федеральных законов, как орган представительной власти, призванный интегрировать в прессе принятия законодательных решений позиции различных регионов и разных политических сил.

На эти вопросы отвечает исследование института "Общественная экспертиза": "Первые 100 дней Государственной Думы четвертого созыва: статистический анализ".

Основой для анализа стали три метода: контакт-анализ стенограмм пленарных за-седаний Государственной Думы, анализ поименных голосований и анализ статистики принятых и отклоненных законопроектов.


1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК МАШИНА ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЙ: СКОРОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАКОНОПРОЕКТОВ.

Этот раздел исследования отвечает на вопросы о таких характеристиках четвертой Государственной Думы как скорость принятия законопроектов, отношение к различным субъектам законодательной инициативы и, наконец, "законопроходимость" этой думы, то есть вероятность каждого законопроекта пройти думу и стать законом.

СКОРОСТЬ

Государственная Дума №4 работает в 1,7 раз быстрее предыдущей.

За первые 100 дней депутаты четвертого созыва рассмотрели 291 законопроект, а их предшественники - 174.

ТАБЛИЦА 1.1.

КОЛИЧЕСТВО ЗАКОНОПРОЕКТОВ, РАССМОТРЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
ТРЕТЬЕГО (2000 Г.) И ЧЕТВЕРТОГО (2004 Г.) СОЗЫВОВ ЗА ПЕРВЫЕ 100 ДНЕЙ РАБОТЫ

Субъект законодательной инициативы
Рассмотрено
Принято
Отклонено
2004 г.
2000 г.
2004 г.
2000 г.
2004 г.
2000 г.
Правительство РФ
41
68
38
57
1
4
Президент
15
7
15
6
0
0
Депутаты ГД, из них
фр. "Единая Россия"
17
1
12
1
5
0
остальные фракции
12
19
3
18
9
0
Члены Совета Федерации
6
6
3
2
2
4
Законодательные собрания субъектов федерации
107
31
13
13
91
16
Суды: Верховный, Конституционный, Высший Арбитражный
3
0
2
0
0
0
Депутаты прошлой думы
90
42
24
17
57
21

"ЗАКОНОПРОХОДИМОСТЬ"

Четвертая Государственная Дума по "законопроходимости" уступает своей предшественнице более чем в два раза.

Если третья дума за первые 100 дней отклонила 25,8% всех рассмотренных законопроектов, то четвертая дума отбраковала 56,7% от поступивших законодательных предложений.

Вероятность стать законом в первые сто дней в прошлой думе была 65,5% у каждого законопроекта и лишь 37% в нынешней думе.

Очевидно, что и высокая скорость и низкая "законопроходимость" нынешней думы имеют одну причину: центр принятия решений, определяющий судьбу законопроекта вынесен за пределы зала Пленарных заседаний и вообще за пределы думского офиса на Охотном ряду.

КРИТЕРИЙ "ЗАКОНОПРОХОДИМОСТИ"

Главное - кто внес проект: если "свои", он будет законом, "чужие" - останется проектом.

Анализ Таблицы 1.2 показывает, что четвертая Государственная дума представляет собой фильтр, по-разному реагирующий на разных субъектов законодательной инициативы. Проекты федеральных законов, поданные различными субъектами законодательной инициативы, имеют очень разную судьбу вне зависимости от их содержания.

ТАБЛИЦА 1.2.

ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА, ПОДАННОГО РАЗЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ГОСДУМОЙ ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВОВ

Субъект
законодательной инициативы
Вероятность принятия законов
IV Думой, в % III Думой, в %
Правительство
92,7
83,8
Президент
100
85,7
Депутаты Государственной Думы из них:
"Свои" (соответственно "Единая Россия" и "Единство" + "ОВР"
70,6
100
"Чужие"
25
94,7
Члены Совета Федерации
50
33,3
Законодательные Собрания Субъектов Федерации
12,1
41,9
Суды: Верховный, Конституционный, Высший Арбитражнный
66,7
-
Депутаты прошлой думы
26,7
40,5

По степени "законопроходимости" субъекты законотворчества делятся сегодня на пять категорий:

1. Президент: Проходимость - 100%: закон проходит без звука и обсуждения, как правило, сразу в трех чтениях.
2. Правительство: проходимость высокая.
3. "Свои" депутаты и Суды: Верховный, Конституционный, Высший Арбитражный: проходимость хорошая.
4. Члены Совета Федерации: проходимость средняя.
5. "Чужие" депутаты, депутаты прошлой думы, Законодательные собрания субъектов Федерации: плохая проходимость, установка на блокирование проектов.

Вверх
Страница 2 из 20
 
© Институт „Общественная Экспертиза“