ПРОЕКТ: «Власть
– Общество – СМИ» (оглавление)
1.2.
АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ ДЕПУТАТОВ ЧЕТВЕРТОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
Эпиграфом четвертой Государственной Думы может стать высказывание
ее спикера Б.В. Грызлова: "Государственная дума не место для
политических дискуссий".
Тем не менее, работа депутата трудно представима без публичных
выступлений на пленарных заседаниях парламента, без представления
законов, реплик по ведению, запросов в органы власти, и так далее.
Словом работа депутата - это в том числе "говорение" непосредственно
в зале заседаний. Объем этой работы (без оценки ее полезности) можно
оценить на основе анализа стенограмм пленарных заседаний. По количеству
выступлений депутата, количеству сделанных им докладов и запросов
можно оценить уровень его активности. Естественно, анализ вектора
этой активности требует другого инструментария.
ДЕПУТАТЫ - "ГОВОРУНЫ" И "МОЛЧАЛЬНИКИ"
Полный список депутатов Государственной Думы с количеством их выступлений,
докладов и сделанных ими запросов даны в Приложении 1.
Наиболее активны в Государственной Думе в первые 100 дней были:
ТАБЛИЦА 1.3.
№ п/п |
ФИО
|
Фракция
|
С док-ладом
|
Пове-стка дня
|
В обсуж-дении
|
С зап-росом
|
По веде-нию
|
Прочее
|
Всего выступ-лений
|
1.
|
Грызлов Б. В. |
"Единая Россия"
|
1
|
0
|
6
|
0
|
1731
|
1
|
1739
|
2.
|
Слиска Л. К. |
"Единая Россия"
|
4
|
1
|
11
|
0
|
508
|
1
|
525
|
3.
|
Жуков А. Д. |
"Единая Россия"
|
2
|
0
|
26
|
0
|
233
|
7
|
268
|
4.
|
Ковалёв О. И. |
"Единая Россия"
|
25
|
3
|
41
|
0
|
31
|
15
|
115
|
5.
|
Жириновский В. В. |
ЛДПР
|
6
|
9
|
78
|
7
|
9
|
2
|
111
|
6.
|
Решульский С. Н. |
КПРФ
|
4
|
8
|
53
|
0
|
10
|
2
|
77
|
7.
|
Тюлькин В. А. |
КПРФ
|
1
|
5
|
47
|
6
|
3
|
5
|
67
|
8.
|
Плигин В. Н. |
"Единая Россия"
|
22
|
3
|
30
|
0
|
3
|
2
|
60
|
9.
|
Кузнецов В. Е. |
КПРФ
|
1
|
0
|
49
|
1
|
2
|
3
|
56
|
10.
|
Косачёв К. И. |
"Единая Россия"
|
8
|
4
|
40
|
0
|
1
|
1
|
54
|
11.
|
Митрофанов А. В. |
ЛДПР
|
4
|
5
|
28
|
3
|
3
|
6
|
49
|
12.
|
Кондратенко Н. И. |
КПРФ
|
1
|
0
|
36
|
0
|
3
|
6
|
46
|
13.
|
Шеин О. В. |
"Родина"
|
4
|
3
|
34
|
4
|
1
|
0
|
46
|
14.
|
Смолин О. Н. |
КПРФ
|
9
|
4
|
20
|
6
|
3
|
1
|
43
|
15.
|
Плетнёва Т. В. |
КПРФ
|
0
|
2
|
30
|
2
|
4
|
4
|
42
|
16.
|
Глотов С. А. |
"Родина"
|
1
|
1
|
35
|
0
|
3
|
1
|
41
|
17.
|
Локоть А. Е. |
КПРФ
|
1
|
2
|
31
|
2
|
3
|
1
|
40
|
18.
|
Попов С. А. |
независ.
|
4
|
0
|
26
|
1
|
3
|
2
|
36
|
19.
|
Москалец А. П. |
"Единая Россия"
|
19
|
0
|
15
|
0
|
1
|
0
|
35
|
20.
|
Островский А. В. |
ЛДПР
|
0
|
8
|
16
|
7
|
2
|
2
|
35
|
Попадание в лидирующую группу четверки "единороссов"
вызвано т.н. "статусной" активностью спикера, вице-спикеров
и председателя Комитета по регламенту. Кроме того, активность многих
думских "говорунов" не имеет прямого отношения к законодательному
процессу, связана с репликами "по ведению", вопросами,
мелкими замечаниями по повестке дня и т.д.
Для оценки вклада депутата в законодательный процесс более адекватен
такой показатель, как количество докладов по законопроектам, сделанным
депутатом. Полный количественный анализ активности депутатского
корпуса по этому показателю за первые 100 дней содержатся в Приложении
2.
Лидеры законодательной активности перечислены в Таблице 1.4
ТАБЛИЦА 1.4
№№ |
ФИО
|
Фракция
|
С док-ладом
|
Пове-стка дня
|
В обсуж-дении
|
С зап-росом
|
По веде-нию
|
Прочее
|
Всего выступ-лений
|
1.
|
Ковалёв О. И. |
"Единая Россия"
|
25
|
3
|
41
|
0
|
31
|
15
|
115
|
2.
|
Плигин В. Н. |
"Единая Россия"
|
22
|
3
|
30
|
0
|
3
|
2
|
60
|
3.
|
Москалец А. П. |
"Единая Россия"
|
19
|
0
|
15
|
0
|
1
|
0
|
35
|
4.
|
Харитонов А. Н. |
"Единая Россия"
|
14
|
0
|
16
|
0
|
0
|
0
|
30
|
5.
|
Шелищ П. Б. |
"Единая Россия"
|
11
|
1
|
7
|
0
|
1
|
0
|
20
|
6.
|
Бурыкина Н. В. |
"Единая Россия"
|
9
|
0
|
6
|
0
|
0
|
0
|
15
|
7.
|
Плескачевский В. С. |
"Единая Россия"
|
9
|
2
|
20
|
0
|
1
|
0
|
32
|
8.
|
Смолин О. Н. |
КПРФ
|
9
|
4
|
20
|
6
|
3
|
1
|
43
|
9.
|
Косачёв К. И. |
"Единая Россия"
|
8
|
4
|
40
|
0
|
1
|
1
|
54
|
10.
|
Крашенинников П. В. |
"Единая Россия"
|
8
|
2
|
19
|
0
|
0
|
0
|
29
|
11.
|
Асеев В. М. |
"Единая Россия"
|
7
|
0
|
10
|
0
|
1
|
1
|
19
|
12.
|
Гудков Г. В. |
"Единая Россия"
|
6
|
0
|
3
|
0
|
2
|
1
|
12
|
13.
|
Жириновский В. В. |
ЛДПР
|
6
|
9
|
78
|
7
|
9
|
2
|
111
|
14.
|
Кулик Г. В. |
"Единая Россия"
|
6
|
1
|
22
|
0
|
0
|
1
|
30
|
15.
|
Медведев П. А. |
"Единая Россия"
|
6
|
0
|
2
|
0
|
1
|
1
|
10
|
16.
|
Штогрин С. И. |
КПРФ
|
6
|
0
|
12
|
0
|
0
|
0
|
18
|
17.
|
Безбородов Н. М. |
"Единая Россия"
|
5
|
0
|
6
|
0
|
0
|
2
|
13
|
18.
|
Медведев Ю. Г. |
"Единая Россия"
|
5
|
0
|
10
|
0
|
1
|
0
|
16
|
19.
|
Емельянов М. В. |
"Единая Россия"
|
4
|
0
|
7
|
0
|
0
|
0
|
11
|
20.
|
Иванова В. Н. |
"Единая Россия"
|
4
|
0
|
19
|
0
|
2
|
1
|
26
|
21.
|
Илюхин В. И. |
КПРФ
|
4
|
2
|
18
|
0
|
2
|
6
|
32
|
22.
|
Исаев А. К. |
"Единая Россия"
|
4
|
0
|
11
|
0
|
1
|
0
|
16
|
23.
|
Митрофанов А. В. |
ЛДПР
|
4
|
5
|
28
|
3
|
3
|
6
|
49
|
24.
|
Попов С. А. |
"Единая Россия"
|
4
|
0
|
7
|
0
|
1
|
0
|
12
|
25.
|
Попов С. А. |
независ.
|
4
|
0
|
26
|
1
|
3
|
2
|
36
|
26.
|
Решульский С. Н. |
КПРФ
|
4
|
8
|
53
|
0
|
10
|
2
|
77
|
27.
|
Рязанский В. В. |
"Единая Россия"
|
4
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
6
|
28.
|
Слиска Л. К. |
"Единая Россия"
|
4
|
1
|
11
|
0
|
508
|
1
|
525
|
29.
|
Шеин О. В. |
"Родина"
|
4
|
3
|
34
|
4
|
1
|
0
|
46
|
Из списка видно, что законотворчество в четвертой Госдуме в первые
100 дней было делом в основном "Единой России". В первую
десятку лидеров законодательной активности, состоящую исключительно
из "единороссов" с трудом втиснулся коммунист Смолин О.
Н., известный своим "таранным" политическим потенциалом.
В то же время огромная масса депутатов на протяжении первых 100
дней была статистами, ни разу не нажавшими кнопку "прошу слова".
Таких депутатов-молчальников было 207, или 46,4% от общей численности
Госдумы.
По фракциям они распределились следующим образом:
ТАБЛИЦА 1.5
Фракция
|
Кол-во депутатов-молчальников
|
% от общего числа фракции
|
"Единая Россия"
|
159
|
52
|
ЛДПР
|
17
|
47,2
|
КПРФ
|
17
|
32,7
|
"Родина"
|
11
|
29,7
|
Независимые
|
3
|
20
|
Таким образом по общему количеству и удельному весу депутатов-статистов
уверенно лидирует "Единая Россия". Традиционно высок процент
"молчальников" в ЛДПР. Меньше всего "статистов"
среди независимых депутатов.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ДУМСКИХ ФРАКЦИЙ
Анализ активности депутатов по фракциям имеет смысл делать без
учета спикера и вице-спикеров, чья активность проявляется в основном
в выполнении статусной функции - ведении заседаний. Без них средний
уровень активности по фракциям выглядит так:
ТАБЛИЦА 1.6
Фракция |
Кол-во выступлений на 1 депутата |
Кол-во докладов на 1 депутата |
Кол-во запросов на 1 депутата |
КПРФ
|
12,5
|
0,8
|
0,58
|
"Родина"
|
7,2
|
0,4
|
0,43
|
Независимые
|
7,1
|
0,4
|
0,43
|
ЛДПР
|
6,4
|
0,2
|
0,94
|
"Единая Россия"
|
3,3
|
0,92
|
0,06
|
В среднем по Думе
|
5,0
|
0,8
|
0,23
|
КПРФ
Коммунисты
с точки зрения статистики наиболее демократично организованная фракция
в Госдуме-4. Наивысший в четвертой Государственной Думе средний
уровень активности депутатов, сравнительно высокий для оппозиционной
фракции уровень средней законотворческой активности (необходимо
учесть, что процедура утверждения докладчиков в четвертой Думе полностью
контролируется "Единой Россией"), высокий уровень использования
парламентского запроса.
Основные политические спикеры от фракции: С. Н. Решульский, В.
А. Тюлькин, В. Е Кузнецов, Н. И. Кондратенко, Т. В. Плетнева, А.
Е. Локоть. Основные законодательные спикеры: О. Н. Смолин, С. И.
Штогрин, В. И. Илюхин.
"Единая Россия"
Абсолютно
иерархически, статусно организованная фракция. Основная масса депутатов
- статисты, "молчальники" (52% во фракции абсолютно немых,
еще 25% издали не более 1 - 2 звуков на пленарных заседаниях). Вербальное
доминирование фракции в Государственной Думе - 4 носит статусный
характер и обеспечивается четырьмя спикерами: Б. В. Грызловым, Л.
К. Слиской, А. Д. Жуковым (до 24 марта 2004 г.) и Ковалевым О. И.).
Без учета активности спикеров, средний депутат фракции "Единая
Россия" вчетверо молчаливее среднего депутата-коммуниста, и
более чем вдвое пассивнее среднего депутата из "Родины"
или независимого депутата.
Средняя законотворческая активность депутатов фракции достаточно
высока в связи с тем, что фракция полностью контролирует все комитеты
и Совет Думы, где определяются докладчики.
Показательно полное игнорирование "Единой Россией" такой
формой работы как парламентский запрос: средний "единоросс"
использует этот инструмент в 10 раз реже среднего коммуниста и в
15 раз реже среднего "жириновца". Очевидно, для партии
власти механизм парламентского запроса неактуален.
ЛДПР
Авторитарно
организованная фракция. Почти половина фракции - статисты-молчальники
(47,2% - второй после "ЕР" показатель пассивности в ГД-4).
Активность фракции обеспечивают два спикера: В. В. Жириновский и
А. В. Митрофанов. Оба демонстрируют сугубо политическую активность,
без особых признаков законотворчества, что определяет характер деятельности
фракции в целом.
По уровню законотворческой активности средний депутат ЛДПР в 4
раза пассивнее среднего депутата Госдумы.
ЛДПР характеризует самый высокий уровень парламентских запросов,
приходящихся на 1 депутата. В среднем депутат от ЛДПР подает в 4
раза больше запросов, чем средний депутат Госдумы. Характер запросов
показывает, что ЛДПР стремится увеличить свое политическое влияние
не через законотворческую активность, а через лоббирование интересов
отдельных отраслей, регионов и хозяйствующих субъектов.
"Родина"
По
уровню демократичности, с точки зрения статистики, занимает промежуточное
положение между коммунистами с их сравнительно высоким уровнем парламентской
демократичности и авторитарной ЛДПР и статусно-иерархической "Единой
Россией".
Среди фракций у "Родины" - самый низкий уровень депутатов-молчальников,
второй, после КПРФ, средний уровень активности.
Средний депутат "Родины" пока больше политик, чем законотворец.
Если точнее, то за первые 100 дней у среднего депутата "Родины"
больше получались политические речи, чем законодательные. До законов
не очень допускали. Поэтому средний депутат "Родины" в
целом несколько активнее среднего депутата ГД-4, но вдвое реже последнего
выступал с докладами на пленарных заседаниях.
сновные спикеры "Родины": О. В. Шеин, С. Н. Бабурин,
С. А. Глотов, Д. О. Рогозин, В. И. Варенников.
Независимые
Организационно в Госдуме-4 не объединены и не представлены. Статистов-молчальников
среди них меньше всего. Выступают в полтора раза чаще среднего депутата
четвертой Думы, несмотря на отсутствие представительства в думском
руководстве, чаще чем средний депутат от фракций выступают с докладами
и чаще подают парламентские запросы.
Лидеры активности среди независимых: С. А. Попов (С-Петербург),
О. Г. Дмитриева (С-Петербург), В. В. Похмелкин (Пермь), В. А. Рыжков
(Алтайский край).
РЕГИОНЫ В ГОСДУМЕ: УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ И ВЛИЯНИЯ
Госдума в отличие от Совета Федерации задумывалась как институт
представительства интересов социальных и политических групп, а не
регионов. Тем не менее, учитывая, что половина депутатов избрана
от регионов, интересы субъектов федерации в Госдуме присутствуют,
отстаиваются и лоббируются в полной мере, наряду с партийными. Степень
и ресурс отстаивания региональных интересов зависит от многих факторов,
в том числе и от количества депутатов от региона, что в свою очередь
связано с численностью избирателей в субъектах федерации. Но многие
думские региональные и отраслевые лоббисты добиваются своих целей
не числом, а умением, и здесь начинают играть роль такие факторы,
как узнаваемость депутата, его авторитет, личный "вес"
в думских коридорах. В четвертой Думе складывается, безусловно,
свой непубличный механизм лоббирования, который не связан с голосованиями
и выступлениями на пленарных заседаниях. Тем не менее существует
определенная связь между уровнем думской активности депутата и степенью
его воздействия на решение региональных проблем.
Распределение уровня активности среди депутатов нынешней Думы,
избранных от различных регионов, можно проследить по Таблице 1.7
ТАБЛИЦА 1.7
№ |
Регион |
Всего
|
1 |
Москва |
342
|
2 |
С.-Петербург |
101
|
3 |
Омская обл. |
73
|
4 |
Московская обл. |
60
|
5 |
Новосибирская обл. |
58
|
6 |
Самарская обл. |
48
|
7 |
Астраханская обл. |
46
|
8 |
Челябинская обл. |
32
|
9 |
Республика Калмыкия |
30
|
10 |
Пермская обл. |
30
|
11 |
Ханты-Мансийский АО |
19
|
12 |
Еврейская автономная обл. |
18
|
13 |
Хабаровский край |
17
|
14 |
Саратовская обл. |
16
|
15 |
Воронежская обл. |
15
|
16 |
Ростовская обл. |
15
|
17 |
Калининградская обл. |
14
|
18 |
Республика Мордовия |
14
|
19 |
Курганская обл. |
13
|
20 |
Ивановская обл. |
13
|
21 |
Тюменская обл. |
13
|
22 |
Рязанская обл. |
12
|
23 |
Ярославская обл. |
12
|
24 |
Кемеровская обл. |
12
|
25 |
Свердловская обл. |
12
|
26 |
Краснодарский край |
12
|
27 |
Кировская обл. |
10
|
28 |
Смоленская обл. |
10
|
29 |
Тверская обл. |
10
|
30 |
Республика Татарстан |
10
|
31 |
Оренбургская обл. |
9
|
32 |
Алтайский край |
9
|
33 |
Коми-Пермяцкий АО |
8
|
34 |
Республика Саха (Якутия) |
8
|
35 |
Псковская обл. |
7
|
36 |
Республика Карелия |
7
|
37 |
Ставропольский край |
7
|
38 |
Камчатская обл. |
6
|
39 |
Орловская обл. |
6
|
40 |
Ямало-Ненецкий АО |
6
|
41 |
Вологодская обл. |
6
|
42 |
Иркутская обл. |
6
|
43 |
Республика Бурятия |
5
|
44 |
Республика Марий Эл |
5
|
45 |
Приморский край |
5
|
46 |
Красноярский край |
5
|
47 |
Нижегородская обл. |
5
|
48 |
Волгоградская обл. |
4
|
49 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3
|
50 |
Сахалинская обл. |
3
|
51 |
Читинская обл. |
3
|
52 |
Агинский Бурятский АО |
2
|
53 |
Архангельская обл. |
2
|
54 |
Владимирская обл. |
2
|
55 |
Курская обл. |
2
|
56 |
Пензенская обл. |
2
|
57 |
Республика Дагестан |
2
|
58 |
Тульская обл. |
2
|
59 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1
|
60 |
Мурманская обл. |
1
|
61 |
Ненецкая АО |
1
|
62 |
Республика Алтай |
1
|
63 |
Чеченская Республика |
1
|
64 |
Амурская обл. |
0
|
65 |
Белгородская обл. |
0
|
66 |
Брянская обл. |
0
|
67 |
Калужская обл. |
0
|
68 |
Корякский АО |
0
|
69 |
Костромская обл. |
0
|
70 |
Ленинградская обл. |
0
|
71 |
Липецкая обл. |
0
|
72 |
Магаданская обл. |
0
|
73 |
Новгородская обл. |
0
|
74 |
Республика Адыгея |
0
|
75 |
Республика Башкортостан |
0
|
76 |
Республика Ингушетия |
0
|
77 |
Республика Коми |
0
|
78 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0
|
79 |
Республика Тыва |
0
|
80 |
Республика Хакасия |
0
|
81 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО |
0
|
82 |
Тамбовская обл. |
0
|
83 |
Томская обл. |
0
|
84 |
Удмуртская Республика |
0
|
85 |
Ульяновская обл. |
0
|
86 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
0
|
87 |
Чувашская республика |
0
|
88 |
Чукотский АО |
0
|
89 |
Эвенкийский АО |
0
|
Обращают на себя внимание 25 субъектов федерации, депутаты от которых
не произнесли ни слова в первые 100 дней работы Думы. Среди "регионов-молчунов"
такие ключевые области и республики как Башкортостан (6 депутатов),
Ленинградская область (3 депутата), Белгородская область (2 депутата),
Удмуртская республика (2 депутата), Чувашская республика (2 депутата)
и т.д.
Средняя активность депутатов от регионов представлена в Таблице
1.8
ТАБЛИЦА 1.8
№
|
Регион |
Всего
|
1
|
Астраханская обл. |
46,00 |
2
|
Республика Калмыкия |
30,00 |
3
|
Омская обл. |
24,33 |
4
|
Москва |
22,80 |
5
|
Еврейская автономная обл. |
18,00 |
6
|
Новосибирская обл. |
14,50 |
7
|
С.-Петербург |
14,43 |
8
|
Калининградская обл. |
14,00 |
9
|
Республика Мордовия |
14,00 |
10
|
Курганская обл. |
13,00 |
11
|
Самарская обл. |
9,60 |
12
|
Ханты-Мансийский АО |
9,50 |
13
|
Хабаровский край |
8,50 |
14
|
Коми-Пермяцкий АО |
8,00 |
15
|
Республика Саха (Якутия) |
8,00 |
16
|
Пермская обл. |
7,50 |
17
|
Псковская обл. |
7,00 |
18
|
Республика Карелия |
7,00 |
19
|
Ивановская обл. |
6,50 |
20
|
Тюменская обл. |
6,50 |
21
|
Челябинская обл. |
6,40 |
22
|
Рязанская обл. |
6,00 |
23
|
Ярославская обл. |
6,00 |
24
|
Камчатская обл. |
6,00 |
25
|
Орловская обл. |
6,00 |
26
|
Ямало-Ненецкий АО |
6,00 |
27
|
Московская обл. |
5,45 |
28
|
Кировская обл. |
5,00 |
29
|
Смоленская обл. |
5,00 |
30
|
Тверская обл. |
5,00 |
31
|
Республика Бурятия |
5,00 |
32
|
Республика Марий Эл |
5,00 |
33
|
Саратовская обл. |
4,00 |
34
|
Воронежская обл. |
3,75 |
35
|
Кемеровская обл. |
3,00 |
36
|
Оренбургская обл. |
3,00 |
37
|
Вологодская обл. |
3,00 |
38
|
Кабардино-Балкарская Республика |
3,00 |
39
|
Сахалинская обл. |
3,00 |
40
|
Алтайский край |
2,25 |
41
|
Ростовская обл. |
2,14 |
42
|
Свердловская обл. |
2,00 |
43
|
Республика Татарстан |
2,00 |
44
|
Иркутская обл. |
2,00 |
45
|
Агинский Бурятский АО |
2,00 |
46
|
Ставропольский край |
1,75 |
47
|
Краснодарский край |
1,71 |
48
|
Приморский край |
1,67 |
49
|
Читинская обл. |
1,50 |
50
|
Красноярский край |
1,25 |
51
|
Волгоградская обл. |
1,00 |
52
|
Архангельская обл. |
1,00 |
53
|
Владимирская обл. |
1,00 |
54
|
Курская обл. |
1,00 |
55
|
Пензенская обл. |
1,00 |
56
|
Карачаево-Черкесская Республика |
1,00 |
57
|
Мурманская обл. |
1,00 |
58
|
Ненецкая АО |
1,00 |
59
|
Республика Алтай |
1,00 |
60
|
Чеченская Республика |
1,00 |
61
|
Нижегородская обл. |
0,83 |
62
|
Республика Дагестан |
0,67 |
63
|
Тульская обл. |
0,67 |
64
|
Амурская обл. |
0,00 |
65
|
Белгородская обл. |
0,00 |
66
|
Брянская обл. |
0,00 |
67
|
Калужская обл. |
0,00 |
68
|
Корякский АО |
0,00 |
69
|
Костромская обл. |
0,00 |
70
|
Ленинградская обл. |
0,00 |
71
|
Липецкая обл. |
0,00 |
72
|
Магаданская обл. |
0,00 |
73
|
Новгородская обл. |
0,00 |
74
|
Республика Адыгея |
0,00 |
75
|
Республика Башкортостан |
0,00 |
76
|
Республика Ингушетия |
0,00 |
77
|
Республика Коми |
0,00 |
78
|
Республика Северная Осетия - Алания |
0,00 |
79
|
Республика Тыва |
0,00 |
80
|
Республика Хакасия |
0,00 |
81
|
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО |
0,00 |
82
|
Тамбовская обл. |
0,00 |
83
|
Томская обл. |
0,00 |
84
|
Удмуртская Республика |
0,00 |
85
|
Ульяновская обл. |
0,00 |
86
|
Усть-Ордынский Бурятский АО |
0,00 |
87
|
Чувашская республика |
0,00 |
88
|
Чукотский АО |
0,00 |
89
|
Эвенкийский АО |
0,00 |
Для полноты картины необходимо проанализировать законотворческую
активность депутатов от регионов:
ТАБЛИЦА 1.9
СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДОКЛАДОВ ДЕПУТАТОВ-ОДНОМАНДАТНИКОВ
№
|
Регион |
Всего
|
1
|
Омская обл. |
7,67
|
2
|
Республика Калмыкия |
6,00
|
3
|
Еврейская автономная обл. |
6,00
|
4
|
Курганская обл. |
5,00
|
5
|
Астраханская обл. |
4,00
|
6
|
Ханты-Мансийский АО |
3,50
|
7
|
С.-Петербург |
3,14
|
8
|
Коми-Пермяцкий АО |
3,00
|
9
|
Псковская обл. |
3,00
|
10
|
Орловская обл. |
3,00
|
11
|
Республика Карелия |
2,00
|
12
|
Челябинская обл. |
1,80
|
13
|
Пермская обл. |
1,75
|
14
|
Хабаровский край |
1,50
|
15
|
Тюменская обл. |
1,50
|
16
|
Москва |
1,13
|
17
|
Оренбургская обл. |
1,00
|
18
|
Иркутская обл. |
1,00
|
19
|
Рязанская обл. |
1,00
|
20
|
Смоленская обл. |
1,00
|
21
|
Вологодская обл. |
1,00
|
22
|
Республика Мордовия |
1,00
|
23
|
Ямало-Ненецкий АО |
1,00
|
24
|
Республика Бурятия |
1,00
|
25
|
Республика Марий Эл |
1,00
|
26
|
Кабардино-Балкарская Республика |
1,00
|
27
|
Сахалинская обл. |
1,00
|
28
|
Республика Алтай |
1,00
|
29
|
Чеченская Республика |
1,00
|
30
|
Ростовская обл. |
0,86
|
31
|
Московская обл. |
0,82
|
32
|
Кемеровская обл. |
0,75
|
33
|
Алтайский край |
0,75
|
34
|
Краснодарский край |
0,71
|
35
|
Самарская обл. |
0,60
|
36
|
Новосибирская обл. |
0,50
|
37
|
Воронежская обл. |
0,50
|
38
|
Ивановская обл. |
0,50
|
39
|
Кировская обл. |
0,50
|
40
|
Тверская обл. |
0,50
|
41
|
Читинская обл. |
0,50
|
42
|
Архангельская обл. |
0,50
|
43
|
Владимирская обл. |
0,50
|
44
|
Нижегородская обл. |
0,33
|
45
|
Приморский край |
0,33
|
46
|
Красноярский край |
0,25
|
47
|
Волгоградская обл. |
0,25
|
48
|
Республика Татарстан |
0,20
|
49
|
Свердловская обл. |
0,17
|
50
|
Калининградская обл. |
0,00
|
51
|
Республика Саха (Якутия) |
0,00
|
52
|
Ярославская обл. |
0,00
|
53
|
Камчатская обл. |
0,00
|
54
|
Саратовская обл. |
0,00
|
55
|
Агинский Бурятский АО |
0,00
|
56
|
Ставропольский край |
0,00
|
57
|
Курская обл. |
0,00
|
58
|
Пензенская обл. |
0,00
|
59
|
Карачаево-Черкесская Республика |
0,00
|
60
|
Мурманская обл. |
0,00
|
61
|
Ненецкая АО |
0,00
|
62
|
Республика Дагестан |
0,00
|
63
|
Тульская обл. |
0,00
|
64
|
Амурская обл. |
0,00
|
65
|
Белгородская обл. |
0,00
|
66
|
Брянская обл. |
0,00
|
67
|
Калужская обл. |
0,00
|
68
|
Корякский АО |
0,00
|
69
|
Костромская обл. |
0,00
|
70
|
Ленинградская обл. |
0,00
|
71
|
Липецкая обл. |
0,00
|
72
|
Магаданская обл. |
0,00
|
73
|
Новгородская обл. |
0,00
|
74
|
Республика Адыгея |
0,00
|
75
|
Республика Башкортостан |
0,00
|
76
|
Республика Ингушетия |
0,00
|
77
|
Республика Коми |
0,00
|
78
|
Республика Северная Осетия - Алания |
0,00
|
79
|
Республика Тыва |
0,00
|
80
|
Республика Хакасия |
0,00
|
81
|
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО |
0,00
|
82
|
Тамбовская обл. |
0,00
|
83
|
Томская обл. |
0,00
|
84
|
Удмуртская Республика |
0,00
|
85
|
Ульяновская обл. |
0,00
|
86
|
Усть-Ордынский Бурятский АО |
0,00
|
87
|
Чувашская республика |
0,00
|
88
|
Чукотский АО |
0,00
|
89
|
Эвенкийский АО |
0,00
|
За первыми строчками этих таблиц скрываются фамилии сильнейших
лоббистов в четвертой Госдуме. Республику Калмыкия представляет
Г. В. Кулик, Омскую область уже упоминавшиеся О. Н. Смолин и Н.
М. Харитонов, Еврейскую АО - С. И. Штогрин, Астраханскую область
- О. В. Шеин, Курганскую область - Н. М. Безбородов. Все эти люди
так или иначе включаются экспертами в списки наиболее эффективных
отраслевых и региональных лоббистов.
|