На главную страницу
 
русский english

ПУБЛИКАЦИИ



ВЗЯТКА РАВНА ПРОКУРАТУРЕ
с точки зрения эффективности

В мае 2004 года социологами Института "Общественная экспертиза" был проведён Всероссийский массовый опрос общественного мнения. Было охвачено 109 населенных пунктов в 19 субъектах Российской Федерации. В опросе приняло участие 1173 человека. Исследовалось отношение населения РФ к отмене льгот, повышению окладов отдельным категориям государственных служащих, принципам формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ; мнение населения по поводу принципов осуществления правосудия в судах присяжных заседателей; оценка населением РФ введения Единого государственного экзамена; а также эффективности действий органов власти и общественных структур по защите прав граждан.

Повышение оплаты труда федеральным чиновникам указом Президента РФ В. В. Путина большинство (77%) оценило как несправедливое, поскольку оно затронуло лишь высшие эшелоны власти. Лишь 13% опрошенных высказались в поддержку этого решения. К тому же люди не поверили, что эта мера реально будет способствовать повышению ответственности чиновников и сокращению взяточничества.

Более половины опрошенных (53%) отрицательно оценили инициативу Правительства по отмене льгот и замене их денежными компенсациями отдельным категориям населения. Больше всего сторонников этой инициативы оказалось среди обеспеченных слоёв населения - руководителей и предпринимателей (доля положительных оценок респондентов этой категории на 35% превышает долю отрицательных), а наибольшее количество отрицательных отзывов было высказано военнослужащими (доля отрицательных оценок на 45% больше, чем положительных), пенсионерами (отрицательных оценок больше на 42%) и госслужащими (положительных оценок меньше на 22%). Таким образом отрицательно высказались о законопроекте прежде всего те, чьи интересы он затрагивает. Несмотря на неодобрение общественности, закон был принят.

В ходе опроса выяснилось, что российские граждане не уверены в своей защищённости своих прав и интересов со стороны властных и общественных структур. Подавляющее большинство респондентов (76%) считают, что в случае нанесения ущерба их правам, достоинству, здоровью, имуществу, или если произойдет острый конфликт профессионального или бытового характера, они могут надеяться только на поддержку и защиту со стороны близких людей. При этом 37% опрошенных даже не рассчитывают на справедливое решение свой проблемы, считая, что им никто в этом не поможет.

Среди правоохранительных органов самый высокий рейтинг у судебной власти (36%) и адвокатуры (35%). Кроме того, из всех предложенных вариантов (за исключением поддержки близких людей) только у этих структур выявился перевес положительных оценок эффективности их действий над отрицательными (на 5% у суда и 1% у адвокатов). Видимо, приходит понимание, что без квалифицированной юридической помощи очень трудно добиться справедливого решения и тем более поддержки властей.

Обращение в милицию назвали эффективной мерой защиты своих интересов только 33% респондентов, в то же время 44% отметили, что это малоэффективный шаг. Интересен факт, что "взятка нужному чиновнику" по оценкам эффективности (24%), находится у опрошенных примерно на уровне "обращения в прокуратуру" (28%).

Весьма низок рейтинг СМИ как защитника человека в конфликтной ситуации (27%). Еще меньше респондентов (20%) допускают возможность привлечения общественных организаций для оказания поддержки людям при нарушении их гражданских прав.

Рейтинг "криминальных структур" по оценкам наших респондентов самый низкий. Этот факт, несомненно, положительный. Но, тем не менее, к криминальным структурам за защитой своих прав готов обратиться каждый восьмой опрошенный (12%).

Отторжение закона, упование на самобытное обычное право сопровождает российское правосознание уже на протяжении многих веков. Закон предстает как символ репрессивной машины государства, но вовсе не как внутренний кодекс поведения человека в обществе. Именно это противоречие восприятия закона и суда и привычной практики решения своих проблем выявилось в ходе сопоставления ответов на вопросы об эффективности действий правоохранительных органов и вопросов, посвященных судам присяжных заседателей.
Отношение людей к принципу осуществления правосудия присяжными заседателями далеко не единодушно, что свидетельствует о смутном состоянии российского правосознания. Мнения разделились примерно поровну: 44% опрошенных все-таки склонны признать, что присяжные заседатели должны исходить из приоритета норм Закона. Однако почти столько же опрошенных (42%) считают, что присяжные заседатели должны "судить по совести". Особенно "рьяно" готовы "встать на позиции закона" предприниматели, руководители, высокообеспеченные слои населения. Хотя именно среди этих категорий чаще проявлялась готовность прибегнуть к неправовым действиям в остро конфликтных ситуациях.

Еще один блок вопросов майской анкеты был посвящен введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). И хотя Министерством образования эксперимент по его введению уже проводится, половина россиян (50%) поддерживает сохранение прежних форм аттестации знаний. И лишь 19% опрошенных воспринимают прежние формы аттестации негативно. Единодушна оценка возможностей ЕГЭ как формы борьбы со взяточничеством: более половины опрошенных (58%) ответили, что не верят в возможности ЕГЭ как антикоррупционной меры. Возможно, речь идет уже о пессимистичном отношении населения к ограничению коррупции в нашей стране, к какой бы сфере она не относилась.

Социологи "Общественной экспертизы" выявили безразличие к принципу формирования Совета Федерации (39% "равнодушных" и "воздержавшихся"). Можно объяснить его не только существующим кризисом избирательной системы, который со всей отчетливостью проявился во время последних кампаний - думской 2003 года и президентской 2004 года - с их многочисленными скандалами и нарушениями выборного законодательства, но и общей неинформированностью населения о деятельности верхней палаты российского парламента. В результате немногим более трети (36%) респондентов полагают, что члены СФ должны избираться всем населением субъекта федерации, а почти пятая часть (21%) согласны с действующим принципом назначения членов Совета Федерации.

Институт "Общественная экспертиза" будет продолжать знакомить вас с результа-тами следующих опросов.
Более подробный отчет о проведенном исследовании можно найти ЗДЕСЬ

 
© Институт „Общественная Экспертиза“