На главную страницу
 
русский english

ПУБЛИКАЦИИ


ДоДУМАлись…

Первые заседания Государственной Думы в 2005 году проходят на фоне массовых стихийных акций протеста, охвативших многие регионы страны. Тысячи людей вышли на улицы, протестуя против так называемой "монетизации льгот", которая привела к ухудшению материального положения миллионов пенсионеров, инвалидов и других далеко не самых обеспеченных людей.

"Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", - говорится в 7-й и 55-й статьях Конституции.

Как реализуются эти положения? Судите сами. По данным, главы думского Комитета по труду и социальной политике, в этом году минимальный размер оплаты труда (устанавливаемый Государственной Думой), составит лишь 27% от прожиточного минимума. По прогнозам Правительства, озвученным на заседании Государственной Думы, в 2005 году число людей, живущих ниже черты бедности (в том числе и в результате принятия Госдумой ряда законов - Ю. Ш.), увеличится по сравнению с минувшим годом и может превысить 27 миллионов человек.

Закон о замене льгот денежными компенсациями - не единственный закон, ущемляющий социальные права граждан, принятый в прошлом году. Назовем хотя бы Жилищный кодекс РФ, который резко сократил существовавшие многие годы жилищные права и социальные гарантии в жилищной сфере и ухудшил положение большинства граждан Российской Федерации, прежде всего малоимущих.

В этот ряд можно включить также внесенный Правительством и одобренный парламентом закон о федеральном бюджете на 2005 год. На каком основании? Приведем лишь один пример. Несмотря на то, что в настоящее время в России доля расходов на здравоохранение от валового внутреннего продукта почти вдвое меньше нормы Всемирной организации здравоохранения (5%), депутаты с подачи Правительства вновь урезали расходы по этой статье по сравнению с минувшим годом. Между тем, по мнению директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, состояние российского здравоохранения близко к катастрофическому.

Не повезло и образованию. В 2004 году Госдума приняла поправки в Закон об образовании и в Основы законодательства о культуре. Этими поправками были, в частности, отменены льготы сельским учителям, льготы для культурного развития в регионах, малых городах, на Севере и даже льготные билеты в музеи для студентов, школьников и солдат. Также решено, что государство будет финансировать только стандарт образования, уменьшенный на 25% по сравнению с существующим. Это фактически означает введение платного школьного образования и снижение уровня знаний для миллионов школьников, родители которых не в состоянии оплачивать дополнительные занятия, а также сокращение зарплаты учителей в связи с уменьшением базового количества уроков.

Экономия на пенсионерах, инвалидах, ветеранах, учителях, студентах, школьниках, солдатах на фоне рекордных цен на нефть и огромных дополнительных доходов от ее экспорта! Какими высшими государственными интересами продиктованы эти решения?

Как видим, деятельность Правительства, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в ряде случаев расходится с Конституцией.

Дума-2004 дружно поддерживала все правительственные инициативы. Практически любая поправка в любой законопроект - независимо от ее содержания - была обречена, если автор не согласовал ее с Правительством. Закон о монетизации льгот - не единственный, но самый наглядный пример эффективности такой работы. Изъяны этого закона были очевидны еще при внесении его в Думу. В мае прошлого года, в преддверии рассмотрения законопроекта, отрицательное к нему отношение высказали более половины участников репрезентативного всероссийского опроса, проведенного Институтом "Общественная экспертиза", учрежденным Союзом журналистов России.

"Главная проблема - в острейшем дефиците обратной связи между властью и обществом. Власть живет как бы сама по себе, общество - само по себе. Закон о монетизации продавливали, вместо того, чтобы по-настоящему обсудить с народом", - отметил Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Судя по реакции соавторов законопроекта - Правительства и депутатов Государственной Думы - массовые проявления недовольства людей стали для них неожиданностью.

Однако анализ деятельности депутатов в минувшем году позволяет в этом усомниться. О том, что негативная реакция граждан на законотворческую деятельность депутатов заранее ими просчитывалась, свидетельствует тот факт, что непосредственно перед принятием закона о монетизации льгот и Жилищного кодекса были приняты два закона, ограничивающие возможности граждан публично высказать свое мнение.

В одном из них - законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" появились не существовавшие до того ограничения для организаторов публичных акций, что снизило вероятность их проведения. А новая редакция закона "О референдуме Российской Федерации" значительно усложнила процедуру инициирования референдума и сбор двух миллионов подписей в его поддержку: так, минимальная численность инициативной группы была увеличена в 45 раз, а время, отведенное на сбор подписей, сокращено в два раза.

Оба этих закона, как и закон, отменяющий выборы глав регионов населением - примеры того, что в результате деятельности Госдумы в минувшем году ущемлялись не только социальные, но и политические права граждан.

В связи с актуальностью темы монетизации льгот уместно напомнить, какова была позиция депутатов Государственной Думы при рассмотрении этого и ряда других законов, вызвавших, наиболее резкую полемику и неоднозначную реакцию в обществе.

Приводим результаты голосований при рассмотрении законопроектов в первом чтении, то есть при рассмотрении их концепций (по проекту закона о федеральном бюджете - во втором чтении; изменение в законопроект о Правительстве было принято сразу в трех чтениях).

Эти данные взяты из исследования Института "Общественная экспертиза" "Власть - Общество - СМИ", проводимого при содействии "Открытой России".

Голосование по наиболее важным законопроектам

 
За
Против
Воздержался
Не голосовал
О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
Принят в первом чтении 31 марта 2004 г.
«Единая Россия»
293
0
1
11
КПРФ
0
52
0
0
ЛДПР
0
36
0
0
«Родина»
0
36
0
2
Независимые
1
13
0
1
О референдуме
Принят в первом чтении 2 июня 2004 г.
«Единая Россия»
305
1
0
0
КПРФ
0
51
0
0
ЛДПР
35
0
0
1
«Родина»
2
34
0
3
Независимые
1
10
0
4
Жилищный кодекс РФ
Принят в первом чтении 10 июня 2004 г.
«Единая Россия»
300
0
0
6
КПРФ
0
0
0
51
ЛДПР
36
0
0
0
«Родина»
0
0
0
39
Независимые
1
10
0
4
О монетизации льгот
Принят в первом чтении 2 июля
«Единая Россия»
283
10
4
8
КПРФ
0
51
0
0
ЛДПР
11
12
0
13
«Родина»
1
37
0
1
Независимые
1
13
0
1
О разрешении членам Правительства занимать
руководящие должности в политических партиях
Принят в трех чтениях 13 октября 2004 г.
«Единая Россия»
301
0
0
4
КПРФ
0
48
0
0
ЛДПР
35
0
1
0
«Родина»
8
18
2
11
Независимые
0
3
10
5
О федеральном бюджете на 2005 год
Принят во втором чтении 20 октября 2004 г.
«Единая Россия»
303
1
0
0
КПРФ
4
44
0
0
ЛДПР
36
0
0
0
«Родина»
0
36
0
3
Независимые
6
5
1
7
О новом порядке избрания глав субъектов РФ
Принят в первом чтении 29 октября 2004 г.
«Единая Россия»
302
0
0
2
КПРФ
0
48
0
0
ЛДПР
36
0
0
0
«Родина»
25
6
3
5
Независимые
2
10
1
6

Чем порадуют нас депутаты в наступившем году? Судя по их высказываниям - на очереди ревизия существующих отсрочек от армии, увеличение налогового бремени (Дума намерена изменить концепцию взимания налога на принадлежащую гражданам недвижимость: планируется, что налог будет рассчитываться с близкой к рыночной стоимости домов и квартир, а не по оценке БТИ, как сейчас), а также ограничение прав и свобод граждан при введении "режима террористической опасности" - свидетельством тому первоначальная редакция законопроекта "О противодействии терроризму", принятие которого запланировано на весеннюю сессию Государственной Думы.

Может быть, январские события убедят депутатов больше считаться со своими избирателями?

Юрий Шейн,
главный консультант
Института "Общественная экспертиза"

Подробное голосование по всем вопросам (файл в формате MS Excel)

 
© Институт „Общественная Экспертиза“