На главную страницу
 
русский english

ПУБЛИКАЦИИ



МЫ СТРОИМ ТО, НЕ ЗНАЕМ ЧТО.

Институт "Общественная экспертиза" убедительно доказывает, что Россия как всегда идет своим путем

Завершился региональный этап общероссийского исследования "Демократический аудит России", проводимого институтом "Общественная экспертиза" совместно с фондом "Индем" и аналитическим центром "Меркатор". 26 января, на очередном заседании научно-практического семинара "Полития" были оглашены итоги деятельности экспертной группы и сделаны некоторые выводы.

Презентация докладов вызвала бурю эмоций и дискуссий: приглашенные, конечно, знали о непредсказуемости и "особом" пути России, но чтоб настолько! Эксперты затруднились с самим определением тех процессов, которые происходят в стране, остро ощущая потребность в новых терминах. В частности, директор института "Общественная экспертиза" Игорь Яковенко отметил: "В России не работают те закономерности, которые существуют во всем мире.. Например, везде реальной антитезой авторитаризму является демократия, и только у нас эта ось никак не выстраивается …" То есть, даже в тех регионах, где наблюдатели отмечают снижение уровня авторитаризма, происходящее никак нельзя назвать движением в сторону демократии, а скорее - слабостью власти. Единственное "утешение", по мнению Игоря Александровича, российский тоталитаризм ни чем не отличается от иных, себе подобных режимов. Слава богу, хоть что-то у нас, как и у других людей. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое вообще, "демократический аудит регионов"? Прежде всего, это сравнительный анализ различных уровней: от политической свободы и демократии в субъектах РФ, до эффективности и качества руководства регионов. В своей работе исследователи опирались на результаты региональной и федеральной электоральной статистики, проводили экспертные опросы, учитывали данные мониторинга о нарушениях прав человека и анализировали публичную активность глав администраций. Таким образом, выяснилось: различий между некоторыми российскими регионами, порой, больше, чем в остальном мире - между государствами. Предварительные общие выводы оказались неутешительны. От вполне предсказуемых - в большинстве регионов России сформированы фактически однопартийные парламенты, наблюдается явная тенденция к снижению демократичности самих выборов, "амплитуда искажения" достигла в последние годы апогея и т.д. До - парадоксальных. К примеру, в нашем царстве-государстве нет никакой корреляции между эффективностью и демократизмом управления, а уровень гетерогенности регионов России неуклонно снижается.

Естественно, подобные итоги нуждаются в серьезных доказательствах. Мерилом демократичности, или управляемости регионов были выбраны следующие показатели: сменяемость власти, свобода волеизъявления, соблюдение принципа "один человек - один голос", наличие политической конкуренции, степень монополии на власть у одной из партий, использование административного ресурса.

Примечательно, что примерно в то же самое время политическая экспертная сеть, с говорящим названием "Кремль.Org", провела общественные слушания на тему "Модели регионального автономизма: итоги года укрепления вертикали власти". Так вот, и на этом мероприятии прозвучали мнения, дескать, эта самая вертикаль в России, уже "вертикальнее" некуда. Значит, "маятник" скоро качнется обратно. Оптимисты уверяют: придавив самодурство местных начальников, федеральная власть воленс-нолесн способствовала развитию демократии в регионах. Однако, исследователи из института "Общественная экспертиза" убедились в обратном. Увы, у нас, как всегда, системы бессистемные, стандарты нестандартные, а реальность - ирреальна. Когда политика, экономика и социальная жизнь существуют практически не соприкасаясь и не влияя друг на друга. Первое - интересует власть, второе и третье - простых граждан. Такое, "параллельное" положение вещей - нонсенс. Значит, власть у нас живет по своей, непонятной остальным, логике, а общество - по своей, "мухи" и "котлеты" отдельно, как любит выражаться наш президент.

Михаил Синельников

 
© Институт „Общественная Экспертиза“