Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

ВЛАСТЬ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА: ИТОГИ ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ

Что из себя представляет Государственная Дума четвертого созыва? Какова она в качестве инструмента принятия федеральных законов, как орган представительной власти, призванный интегрировать в процессе принятия законодательных решений позиции различных регионов и разных политических сил? На эти вопросы отвечает исследование Института "Общественная экспертиза": "Итоги первой сессии Государственной Думы четвертого созыва: статистический анализ".

Анализ проведен на основе трех методов: контент-анализ стенограмм пленарных заседаний Государственной Думы, анализ поименных голосований и анализ статистики принятых и отклоненных законопроектов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК МАШИНА ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЙ: СКОРОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАКОНОВ

Этот раздел исследования отвечает на вопросы о таких характеристиках четвертой Государственной Думы как скорость принятия законопроектов, отношение к различным субъектам законодательной инициативы и, наконец, "законопроходимость" этой думы, то есть вероятность каждого законопроекта пройти думу и стать законом.

СКОРОСТЬ

Государственная Дума №4 работает в 2,5 раза быстрее предыдущей.
За весеннюю сессию депутаты четвертого созыва рассмотрели 535 законопроектов, а их предшественники - 214.

ТАБЛИЦА 1.1. КОЛИЧЕСТВО ЗАКОНОПРОЕКТОВ, РАССМОТРЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ТРЕТЬЕГО (2000 Г.) И ЧЕТВЕРТОГО (2004 Г.) СОЗЫВОВ ЗА ВЕСЕННЮЮ СЕССИЮ

Субъект законодательной
Рассмотрено
Принято
Отклонено
инициативы
2004 г.
2000 г.
2004 г.
2000 г.
2004 г.
2000 г.
Правительство РФ
111
119
106
104
1
8
Президент
32
26
31
23
0
0
Депутаты ГД, из них
фр. «Единая Россия»[1]
119
42
103
28
15
9
остальные фракции
30
120
4
69
26
25
Члены Совета Федерации
15
19
4
6
7
4
Законодательные собрания субъектов федерации
184
46
32
22
152
21
Суды: Верховный, Конституционный, Высший Арбитражный
13
2
11
2
1
0
Депутаты прошлой думы
177
111
39
31
118
54
[1] В Госдуме 2000 г. фракции «Единство» и ОВР.

"ЗАКОНОПРОХОДИМОСТЬ"

Четвертая Государственная Дума по "законопроходимости" уступает своей предшественнице более чем в 1,5 раза.

Если третья Дума за весеннюю сессию отклонила 29,8% всех рассмотренных законопроектов, то четвертая Дума "отбраковала" 49% поступивших законодательных предложений.

Вероятность стать законом за весеннюю сессию в прошлой Думе была 70,2% у каждого законопроекта и лишь 51% в нынешней Думе.

Очевидно, что и высокая скорость, и низкая "законопроходимость" нынешней Думы имеют одну причину: центр принятия решений, определяющих судьбу законопроекта, вынесен за пределы зала Пленарных заседаний и вообще за пределы думского офиса на Охотном ряду.

КРИТЕРИЙ "ЗАКОНОПРОХОДИМОСТИ"

Главное - кто внес проект: если "свои", он будет законом, "чужие" - останется проектом.
Анализ Таблицы 1.2 показывает, что четвертая Государственная Дума представляет собой фильтр, по-разному реагирующий на разных субъектов законодательной инициативы. Проекты федеральных законов, поданные различными субъектами законодательной инициативы, имеют очень разную судьбу вне зависимости от их содержания.

ТАБЛИЦА 1.2. ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА, ПОДАННОГО РАЗЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ГОСДУМОЙ ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВОВ

Субъект
Вероятность принятия законов
законодательной инициативы
IV Думой, в %
III Думой, в %
Правительство
95,5
87,4
Президент
96,9
88,5
Депутаты Государственной Думы из них:    
«Свои» (соответственно «Единая Россия» и «Единство» + «ОВР»)
86,6
66,7
«Чужие»
13,3
57,5
Члены Совета Федерации
26,7
31,6
Законодательные Собрания
17,4
47,8
Субъектов Федерации
Суды: Верховный, Конституционный, Высший Арбитражнный
84,6
100
Депутаты прошлой думы
22
27,9

По степени "законопроходимости" субъекты законотворчества делятся сегодня на пять категорий:

Президент: Проходимость - 100%: закон проходит без звука и обсуждения, как правило, сразу в трех чтениях.

Правительство: проходимость высокая.

"Свои" депутаты и Суды: Верховный, Конституционный, Высший Арбитражный: проходимость хорошая.

Члены Совета Федерации: проходимость средняя.

"Чужие" депутаты, депутаты прошлой думы, Законодательные собрания субъектов Федерации: плохая проходимость, установка на блокирование проектов.

1.2. АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ ДЕПУТАТОВ ЧЕТВЕРТОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Эпиграфом четвертой Государственной Думы может стать высказывание ее спикера Б. В. Грызлова: "Государственная дума не место для политических дискуссий".

Тем не менее, работа депутата трудно представима без публичных выступлений на пленарных заседаниях парламента, без представления законов, реплик по ведению, запросов в органы власти, и так далее. Словом работа депутата - это в том числе "говорение" непосредственно в зале заседаний. Объем этой работы (без оценки ее полезности) можно оценить на основе анализа стенограмм пленарных заседаний. По количеству выступлений депутата, количеству сделанных им докладов и запросов можно оценить уровень его активности. Естественно, анализ вектора этой активности требует другого инструментария.

ДЕПУТАТЫ - "ГОВОРУНЫ" И "МОЛЧАЛЬНИКИ"

Полный список депутатов Государственной Думы с количеством их выступлений, докладов и сделанных ими запросов даны в Приложении 1.

Наиболее активны в Государственной Думе в весеннюю сессию были:

Попадание в лидирующую группу четверки "единороссов" вызвано т.н. "статусной" активностью спикера, вице-спикеров и председателя Комитета по регламенту. Кроме того, активность многих думских "говорунов" не имеет прямого отношения к законодательному процессу, связана с репликами "по ведению", вопросами, мелкими замечаниями по повестке дня и т.д.

Для оценки вклада депутата в законодательный процесс более адекватен такой показатель, как количество докладов по законопроектам, внесенным депутатом на рассмотрение Государственной Думы. Полный количественный анализ активности депутатского корпуса по этому показателю за первые 100 дней содержится в Приложении 2.


Лидеры законодательной активности перечислены в Таблице 1.4.

ТАБЛИЦА 1.4

ФИО
Фракция
Внесено законопроектов
Выступлений с докладом
1. 
Москалец А. П.
"Единая Россия"
0
58
2. 
Крашенинников П. В.
"Единая Россия"
33
51
3. 
Плигин В. Н.
"Единая Россия"
6
51
4. 
Ковалёв О. И.
"Единая Россия"
1
29
5. 
Харитонов А. Н.
"Единая Россия"
0
26
6. 
Шелищ П. Б.
"Единая Россия"
29
21
7. 
Бурыкина Н. В.
"Единая Россия"
23
18
8. 
Плескачевский В. С.
"Единая Россия"
32
18
9. 
Медведев П. А.
"Единая Россия"
0
17
10. 
Попов С. А.
независ.
1
16
11. 
Безбородов Н. М.
"Единая Россия"
2
15
12. 
Гайнуллина Ф. И.
"Единая Россия"
0
14
13. 
Резник В. М.
"Единая Россия"
30
13
14. 
Косачёв К. И.
"Единая Россия"
1
12
15. 
Макаров А. М.
"Единая Россия"
24
12
16. 
Асеев В. М.
"Единая Россия"
1
11
17. 
Смолин О. Н.
КПРФ
1
11
18. 
Штогрин С. И.
КПРФ
3
11
19. 
Илюхин В. И.
КПРФ
7
10
20. 
Митрофанов А. В.
ЛДПР
5
10
21. 
Попов С. А.
"Единая Россия"
1
10
22. 
Рыжков В. А.
независ.
1
10
23. 
Булаев Н. И.
"Единая Россия"
0
9
24. 
Гончар Н. Н.
независ.
1
9
25. 
Шаккум М. Л.
"Единая Россия"
23
9
26. 
Жириновский В. В.
ЛДПР
2
8
27. 
Иванов Ю. П.
КПРФ
0
8
28. 
Кулик Г. В.
"Единая Россия"
44
8
29. 
Гудков Г. В.
"Единая Россия"
6
7
30. 
Исаев А. К.
"Единая Россия"
1
7

Из списка видно, что представление законов в четвертой Государственной Думе в весеннюю сессию было делом в основном "Единой России".

В то же время огромная масса депутатов на протяжении весенней сессии была статистами, ни разу не нажавшими кнопку "прошу слова". Таких депутатов-молчальников было 150, или каждый третий депутат Государственной Думы.

По фракциям они распределились следующим образом:

ТАБЛИЦА 1.5

Таким образом, по общему количеству депутатов-статистов лидирует "Единая Россия", а по доле "молчальников" - фракция ЛДПР. Меньше всего "статистов" среди независимых депутатов.


ДЕПУТАТСКОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Общее количество выступлений может характеризовать политический темперамент депутата. Количество сделанных докладов зависит в том числе от статуса депутата в Госдуме: председатель комитета по должности представляет проект закона, внесенного другими людьми. Собственное законотворчество депутатов характеризуется количеством и качеством внесенных в Госдуму законопроектов.

За первую сессию Государственной Думы 216 депутатов воспользовались своим конституционным правом и стали субъектами законодательной инициативы.

ТАБЛИЦА 1.6 ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕПУТАТОВ

№№ ФИО Фракция Внесено законо
-проектов в Госдуму
1.  Кулик Г. В. "Единая Россия" 44
2.  Зубов В. М. "Единая Россия" 33
3.  Крашенинников П. В. "Единая Россия" 33
4.  Богомольный Е. И. "Единая Россия" 32
5.  Плескачевский В. С. "Единая Россия" 32
6.  Драганов В. Г. "Единая Россия" 31
7.  Резник В. М. "Единая Россия" 30
8.  Юревич М. В. "Единая Россия" 30
9.  Боос Г. В. "Единая Россия" 29
10.  Володин В. В. "Единая Россия" 29
11.  Габдрахманов И. Н. "Единая Россия" 29
12.  Пехтин В. А. "Единая Россия" 29
13.  Шелищ П. Б. "Единая Россия" 29
14.  Богомолов В. Н. "Единая Россия" 28
15.  Волков Ю. Н. "Единая Россия" 28
16.  Грызлов Б. В. "Единая Россия" 27
17.  Лунцевич В. В. "Единая Россия" 27
18.  Тягунов А. А. "Единая Россия" 27
19.  Хованская Г. П. независ. 25
20.  Макаров А. М. "Единая Россия" 24
21.  Бурыкина Н. В. "Единая Россия" 23
22.  Шаккум М. Л. "Единая Россия" 23
23.  Дмитриева О. Г. независ. 19
24.  Аксаков А. Г. "Единая Россия" 16
25.  Шеин О. В. "Родина" 10
26.  Медведев Ю. Г. "Единая Россия" 9
27.  Пивненко В. Н. "Единая Россия" 8
28.  Волков А. Н. "Единая Россия" 7
29.  Илюхин В. И. КПРФ 7
30.  Керимов С. А. ЛДПР 7
31.  Скоч А. В. "Единая Россия" 7
32.  Чернышенко И. К. "Единая Россия" 7
33.  Чуев А. В. "Родина" 7
34.  Гудков Г. В. "Единая Россия" 6
35.  Елисейкин С. А. "Единая Россия" 6
36.  Жуков А. Д. "Единая Россия" 6
37.  Плигин В. Н. "Единая Россия" 6
38.  Розуван А. М. "Единая Россия" 6
39.  Усольцев В. И. "Единая Россия" 6
40.  Амиров К.-А. А. "Единая Россия" 5
41.  Васильев В. А. "Единая Россия" 5
42.  Кармазина Р. В. "Единая Россия" 5
43.  Кузин В. В. "Единая Россия" 5
44.  Митрофанов А. В. ЛДПР 5
45.  Рязанский В. В. "Единая Россия" 5
46.  Саблин Д. В. "Единая Россия" 5
47.  Столяров О. А. "Единая Россия" 5
48.  Хинштейн А. Е. "Единая Россия" 5
49.  Шестаков В. Б. "Родина" 5
50.  Эренбург В. А. "Единая Россия" 5
51.  Агеев А. А. "Единая Россия" 4
52.  Бобырев В. В. ЛДПР 4
53.  Васильев В. А. "Единая Россия" 4
54.  Гильмутдинов И. И. "Единая Россия" 4
55.  Гостев Р. Г. КПРФ 4
56.  Гребенников В. В. "Единая Россия" 4
57.  Гришанков М. И. "Единая Россия" 4
58.  Каноков А. Б. ЛДПР 4
59.  Мединский В. Р. "Единая Россия" 4
60.  Осадчий С. Ю. "Единая Россия" 4
61.  Островский А. В. ЛДПР 4
62.  Панина Е. В. "Единая Россия" 4
63.  Рохмистров М. С. ЛДПР 4
64.  Фадзаев А. С. "Единая Россия" 4
65.  Шибалкин А. С. "Единая Россия" 4
66.  Широков С. В. "Единая Россия" 4
67.  Горюнов В. Д. "Единая Россия" 3
68.  Гришин В. И. "Единая Россия" 3
69.  Гуров А. И. "Единая Россия" 3
70.  Гуцериев С.-С. С. "Единая Россия" 3
71.  Ждакаев И. А. КПРФ 3
72.  Климов В. В. "Единая Россия" 3
73.  Комиссаров В. Я. "Единая Россия" 3
74.  Кондакова Е. В. "Единая Россия" 3
75.  Никитин В. П. "Родина" 3
76.  Пирожникова Л. В. "Единая Россия" 3
77.  Рогозин Д. О. "Родина" 3
78.  Третьяк В. А. "Единая Россия" 3
79.  Тян Л. И. "Единая Россия" 3
80.  Штогрин С. И. КПРФ 3
81.  Аршба О. И. "Единая Россия" 2
82.  Бабошкин А. В. "Единая Россия" 2
83.  Басыгысов В. Н. "Единая Россия" 2
84.  Безбородов Н. М. "Единая Россия" 2
85.  Бездольный А. В. "Единая Россия" 2
86.  Викторов И. К. "Родина" 2
87.  Гальченко В. В. "Единая Россия" 2
88.  Глазьев С. Ю. "Родина" 2
89.  Груздев В. С. "Единая Россия" 2
90.  Денин Н. В. "Единая Россия" 2
91.  Денисов В. П. "Единая Россия" 2
92.  Дубровский В. Н. "Единая Россия" 2
93.  Жириновский В. В. ЛДПР 2
94.  Иванов А. С. "Единая Россия" 2
95.  Катренко В. С. "Единая Россия" 2
96.  Коваль А. П. "Единая Россия" 2
97.  Крутов А. Н. "Родина" 2
98.  Лахова Е. Ф. "Единая Россия" 2
99.  Маргелов В. В. "Единая Россия" 2
100.  Нефедов В. Л. "Единая Россия" 2
101.  Останина Н. А. КПРФ 2
102.  Пожигайло П. А. "Единая Россия" 2
103.  Похмелкин В. В. независ. 2
104.  Прощин С. А. "Родина" 2
105.  Резник Б. Л. "Единая Россия" 2
106.  Рудикова Л. М. "Единая Россия" 2
107.  Свиридов В. В. ЛДПР 2
108.  Сигуткин А. А. "Единая Россия" 2
109.  Сизов А. А. "Единая Россия" 2
110.  Сысоев А. М. "Единая Россия" 2
111.  Тарачев В. А. "Единая Россия" 2
112.  Тимченко В. С. "Единая Россия" 2
113.  Фральцова Т. А. "Единая Россия" 2
114.  Азарова Н. Б. "Единая Россия" 1
115.  Алферов Ж. И. КПРФ 1
116.  Асеев В. М. "Единая Россия" 1
117.  Афанасьева Е. В. ЛДПР 1
118.  Ашлапов Н. И. "Единая Россия" 1
119.  Бабаков А. М. "Родина" 1
120.  Бабурин С. Н. "Родина" 1
121.  Багишаев З. А. "Единая Россия" 1
122.  Баринов И. В. "Единая Россия" 1
123.  Баскаев А. Г. "Единая Россия" 1
124.  Борцов Н. И. "Единая Россия" 1
125.  Варенников В. И. "Родина" 1
126.  Виноградов Б. А. "Единая Россия" 1
127.  Воробчуков С. А. "Единая Россия" 1
128.  Галичанин Е. Н. "Единая Россия" 1
129.  Галушкин В. И. "Единая Россия" 1
130.  Геращенко В. В. "Родина" 1
131.  Глотов С. А. "Родина" 1
132.  Гончар Н. Н. независ. 1
133.  Давлетова К. Ж. "Единая Россия" 1
134.  Демчук Н. В. "Единая Россия" 1
135.  Денисов О. И. "Родина" 1
136.  Динес И. Ю. "Единая Россия" 1
137.  Дубовик В. А. "Единая Россия" 1
138.  Дубровин С. И. "Единая Россия" 1
139.  Дятленко В. В. "Единая Россия" 1
140.  Еремеев О. В. "Единая Россия" 1
141.  Жидких В. А. "Единая Россия" 1
142.  Житинкин С. В. "Единая Россия" 1
143.  Жуков А. Д. "Родина" 1
144.  Заварзин В. М. "Единая Россия" 1
145.  Завгаев А. Г. "Единая Россия" 1
146.  Залиханов М. Ч. "Единая Россия" 1
147.  Затулин К. Ф. "Единая Россия" 1
148.  Иванов С. В. ЛДПР 1
149.  Исаев А. К. "Единая Россия" 1
150.  Исаков И. А. "Единая Россия" 1
151.  Камалетдинов В. Х. "Единая Россия" 1
152.  Климов А. А. "Единая Россия" 1
153.  Клюкин А. Н. "Единая Россия" 1
154.  Кнорр А. Ф. "Единая Россия" 1
155.  Ковалёв О. И.. "Единая Россия" 1
156.  Коган А. Б. "Единая Россия" 1
157.  Козерадский А. А. "Единая Россия" 1
158.  Кокошин А. А. "Единая Россия" 1
159.  Колесников С. И. "Единая Россия" 1
160.  Коршунов Л. А. "Единая Россия" 1
161.  Косачёв К. И. "Единая Россия" 1
162.  Кузнецов В. Ф. "Единая Россия" 1
163.  Куликов А. С. "Единая Россия" 1
164.  Леонов Н. С. "Родина" 1
165.  Локоть А. Е. КПРФ 1
166.  Макашов А. М. КПРФ 1
167.  Максимова Н. С. "Единая Россия" 1
168.  Маммаев М. Н. "Единая Россия" 1
169.  Мащенко О. И. "Родина" 1
170.  Морозов О. В. "Единая Россия" 1
171.  Мосякин И. Я. "Единая Россия" 1
172.  Муцоев З. А. "Единая Россия" 1
173.  Нарочницкая Н. А. "Родина" 1
174.  Нахушев З. А. "Единая Россия" 1
175.  Неверов С. И. "Единая Россия" 1
176.  Ондар Ч. Ч.-Д. "Единая Россия" 1
177.  Оськина В. Е. "Единая Россия" 1
178.  Пастухов Б. Н. "Единая Россия" 1
179.  Пепеляева Л. В. "Единая Россия" 1
180.  Плотников В. Н. "Единая Россия" 1
181.  Плохотнюк Б. В. "Единая Россия" 1
182.  Попов С. А. "Единая Россия" 1
183.  Попов С. А. независ. 1
184.  Ройзман Е. В. независ. 1
185.  Рокицкий М. Р. "Единая Россия" 1
186.  Рубежанский П. Н. "Единая Россия" 1
187.  Руденский И. Н. "Единая Россия" 1
188.  Рыжков В. А. независ. 1
189.  Савельев А. Н. "Родина" 1
190.  Савельев Ю. П. "Родина" 1
191.  Савельева И. В. "Родина" 1
192.  Савостьянова В. Б. независ. 1
193.  Сайфуллин Ф. А. "Единая Россия" 1
194.  Семёнов В. А. "Единая Россия" 1
195.  Сентюрин Ю. П. "Родина" 1
196.  Сергиенко В. И. "Родина" 1
197.  Слиска Л. К. "Единая Россия" 1
198.  Смирнова С. К. "Единая Россия" 1
199.  Смолин О. Н. КПРФ 1
200.  Соломатин Е. Ю. ЛДПР 1
201.  Спиридонов Ю. А. "Единая Россия" 1
202.  Стрельников А. Н. "Единая Россия" 1
203.  Султанов Ш. З. "Родина" 1
204.  Фокин А. И. "Единая Россия" 1
205.  Фоменко А. В. "Родина" 1
206.  Фурман А. Б. "Единая Россия" 1
207.  Хайруллин А. Н. "Единая Россия" 1
208.  Харитонов Н. М. КПРФ 1
209.  Харченко И. Н. "Родина" 1
210.  Храмов Р. А. "Единая Россия" 1
211.  Чаплинский С. И. "Родина" 1
212.  Чухраев А. М. "Единая Россия" 1
213.  Шевелёв А. В. "Единая Россия" 1
214.  Шишкарев С. Н. "Родина" 1
215.  Шуба В. Б. "Единая Россия" 1
216.  Южилин В. А. "Родина" 1

Анализ этой таблицы позволяет сделать вывод: среди законотворцев доля единороссов еще выше (77%), чем в целом среди депутатского корпуса (68%). Это показатель того, что депутаты, не входящие в доминирующую фракцию не надеются на прохождение собственных законопроектов. Поэтому их активность смещена в сторону политических аспектов, участия в обсуждении и продвижении или торможении чужих законопроектов.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ДУМСКИХ ФРАКЦИЙ

ТАБЛИЦА 1.7. КОЛИЧЕСТВО ОДНОМАНДАТНИКОВ И СПИСОЧНИКОВ ПО ФРАКЦИЯМ

Фракция Списочники Одномандатники
«Единая Россия» 123 184
«Родина» 29 11
КПРФ 40 11
ЛДПР 36 0

Анализ активности депутатов по фракциям имеет смысл делать без учета спикера и вице-спикеров, чья активность проявляется в основном в выполнении статусной функции - ведении заседаний. Без них средний уровень активности по фракциям выглядит так:

ТАБЛИЦА 1.8. АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ ДЕПУТАТОВ ПО ФРАКЦИЯМ

Фракция Кол-во выступлений на 1 депутата Кол-во докладов на 1 депутата Кол-во запросов на 1 депутата Кол-во внесенных законопроектов на 1 депутата
КПРФ 29,58 1,37 1,19 0,91
«Родина» 16,55 0,79 0,63 1,5
Независимые 25,9 3,25 0,56 3,19
ЛДПР 20,86 0,78 1,72 0,97
«Единая Россия» 11,5 2,45 0,16 3,1
В среднем по Думе 15,3 2,08 0,46 2,49


ТАБЛИЦА 1.9 АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ СПИСОЧНИКОВ И ОДНОМАНДАТНИКОВ ПО ФРАКЦИЯМ

Фракция   С док-ладом По повестке дня В обсуж-дении С запросом По веде-нию Прочее Всего высту-плений Внесено законо-проектов
«Единая Россия» Списочники 2,88 0,55 6,63 0,08 0,96 0,35 11,44 2,66
  Одномандатники 2,17 0,43 6,34 0,21 2,23 0,23 11,61 3,27
«Родина» Списочники 0,61 1,11 9,32 0,36 1,07 0,36 12,82 1,25
  Одномандатники 1,3 2,5 19,9 1,4 1,8 0,1 27 2,2
КПРФ Списочники 0,95 2,28 19,48 1,13 2,73 1,08 27,63 0,3
  Одномандатники 2,75 3,08 24,67 1,42 3,17 1 36,08 1
ЛДПР Списочники 0,78 2,89 12,89 1,72 1,83 0,75 20,86 0,97
  Одномандатники - - - - - - - -


ТАБЛИЦА 1.10 ПОСЛУШНОСТЬ ПО ФРАКЦИЯМ (ОДНОМАНДАТНИКИ И СПИСОЧНИКИ)

Фракция Списочники Одномандатники
«Единая Россия» 98% 96%
«Родина» 3% 0%
КПРФ 0% 0%
ЛДПР 57% -

 

КПРФ

Коммунисты с точки зрения статистики наиболее демократично организованная фракция в нынешней Госдуме. Наивысший в четвертой Государственной Думе средний уровень активности депутатов, сравнительно высокий для оппозиционной фракции уровень средней законотворческой активности (необходимо учесть, что процедура утверждения докладчиков в четвертой Думе полностью контролируется "Единой Россией"), высокий уровень использования парламентского запроса.

Основные политические спикеры от фракции: С. Н. Решульский, В. А. Тюлькин, В. Е Кузнецов, Н. И. Кондратенко, Т. В. Плетнева, А. Е. Локоть. Основные законодательные спикеры: О. Н. Смолин, С. И. Штогрин, В. И. Илюхин.


"ЕДИНАЯ РОССИЯ"

Абсолютно иерархически, статусно организованная фракция. Основная масса депутатов - статисты, "молчальники" (52% во фракции абсолютно немых, еще 25% издали не более 1 - 2 звуков на пленарных заседаниях). Вербальное доминирование фракции в Государственной Думе - 4 носит статусный характер и обеспечивается четырьмя спикерами: Б. В. Грызловым, Л. К. Слиской, А. Д. Жуковым (до 24 марта 2004 г.) и Ковалевым О. И.). Без учета активности спикеров, средний депутат фракции "Единая Россия" вчетверо молчаливее среднего депутата-коммуниста, и более чем вдвое пассивнее среднего депутата из "Родины" или независимого депутата.

Средняя законотворческая активность депутатов фракции достаточно высока в связи с тем, что фракция полностью контролирует все комитеты и Совет Думы, где определяются докладчики.

Показательно полное игнорирование "Единой Россией" такой формой работы как парламентский запрос: средний "единоросс" использует этот инструмент в 10 раз реже среднего коммуниста и в 15 раз реже среднего "жириновца". Очевидно, для партии власти механизм парламентского запроса неактуален.


ЛДПР

Авторитарно организованная фракция. Почти половина фракции - статисты-молчальники (47,2% - второй после "ЕР" показатель пассивности в ГД-4). Активность фракции обеспечивают два спикера: В. В. Жириновский и А. В. Митрофанов. Оба демонстрируют сугубо политическую активность, без особых признаков законотворчества, что определяет характер деятельности фракции в целом.

По уровню законотворческой активности средний депутат ЛДПР в 4 раза пассивнее среднего депутата Госдумы.
ЛДПР характеризует самый высокий уровень парламентских запросов, приходящихся на 1 депутата. В среднем депутат от ЛДПР подает в 4 раза больше запросов, чем средний депутат Госдумы. Характер запросов показывает, что ЛДПР стремится увеличить свое политическое влияние не через законотворческую активность, а через лоббирование интересов отдельных отраслей, регионов и хозяйствующих субъектов.


"РОДИНА"

По уровню демократичности, с точки зрения статистики, занимает промежуточное положение между коммунистами с их сравнительно высоким уровнем парламентской демократичности и авторитарной ЛДПР и статусно-иерархической "Единой Россией".

Среди фракций у "Родины" - самый низкий уровень депутатов-молчальников, второй, после КПРФ, средний уровень активности.

Средний депутат "Родины" пока больше политик, чем законотворец. Если точнее, то за первые 100 дней у среднего депутата "Родины" больше получались политические речи, чем законодательные. До законов не очень допускали. Поэтому средний депутат "Родины" в целом несколько активнее среднего депутата ГД-4, но вдвое реже последнего выступал с докладами на пленарных заседаниях.

Основные спикеры "Родины": О. В. Шеин, С. Н. Бабурин, С. А. Глотов, Д. О. Рогозин, В. И. Варенников.


НЕЗАВИСИМЫЕ

Организационно в Госдуме-4 не объединены и не представлены. Статистов-молчальников среди них меньше всего. Выступают в полтора раза чаще среднего депутата четвертой Думы, несмотря на отсутствие представительства в думском руководстве, чаще чем средний депутат от фракций выступают с докладами и чаще подают парламентские запросы.

Лидеры активности среди независимых: С. А. Попов (С-Петербург), О. Г. Дмитриева (С-Петербург), В. В. Похмелкин (Пермь), В. А. Рыжков (Алтайский край).


РЕГИОНЫ В ГОСДУМЕ: УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ И ВЛИЯНИЯ

Госдума в отличие от Совета Федерации задумывалась как институт представительства интересов социальных и политических групп, а не регионов. Тем не менее, учитывая, что половина депутатов избрана от регионов, интересы субъектов федерации в Госдуме присутствуют, отстаиваются и лоббируются в полной мере, наряду с партийными. Степень и ресурс отстаивания региональных интересов зависит от многих факторов, в том числе и от количества депутатов от региона, что в свою очередь связано с численностью избирателей в субъектах федерации. Но многие думские региональные и отраслевые лоббисты добиваются своих целей не числом, а умением, и здесь начинают играть роль такие факторы, как узнаваемость депутата, его авторитет, личный "вес" в думских коридорах. В четвертой Думе складывается, безусловно, свой непубличный механизм лоббирования, который не связан с голосованиями и выступлениями на пленарных заседаниях. Тем не менее существует определенная связь между уровнем думской активности депутата и степенью его воздействия на решение региональных проблем.

Распределение уровня активности депутатов нынешней Думы, избранных от различных регионов, можно проследить по Таблице 1.11.

ТАБЛИЦА 1.11

№№ Регион Всего
1.  Москва 333
2.  Иркутская обл. 235
3.  С.-Петербург 234
4.  Омская обл. 192
5.  Челябинская обл. 156
6.  Новосибирская обл. 141
7.  Московская обл. 134
8.  Самарская обл. 130
9.  Астраханская обл. 126
10.  Алтайский край 81
11.  Кемеровская обл. 80
12.  Еврейская автономная обл. 55
13.  Пермская обл. 54
14.  Воронежская обл. 49
15.  Республика Калмыкия 48
16.  Тверская обл. 40
17.  Курганская обл. 39
18.  Республика Мордовия 35
19.  Тюменская обл. 35
20.  Красноярский край 34
21.  Республика Саха (Якутия) 33
22.  Хабаровский край 33
23.  Рязанская обл. 32
24.  Саратовская обл. 30
25.  Смоленская обл. 28
26.  Ханты-Мансийский АО 26
27.  Республика Татарстан 25
28.  Калининградская обл. 24
29.  Кировская обл. 24
30.  Свердловская обл. 22
31.  Ивановская обл. 21
32.  Краснодарский край 21
33.  Оренбургская обл. 21
34.  Приморский край 21
35.  Ростовская обл. 19
36.  Ставропольский край 19
37.  Республика Карелия 18
38.  Сахалинская обл. 18
39.  Ярославская обл. 17
40.  Нижегородская обл. 16
41.  Читинская обл. 14
42.  Волгоградская обл. 12
43.  Республика Марий Эл 12
44.  Коми-Пермяцкий АО 11
45.  Орловская обл. 11
46.  Псковская обл. 11
47.  Кабардино-Балкарская Респ. 10
48.  Чувашская республика 10
49.  Ямало-Ненецкий АО 9
50.  Владимирская обл. 8
51.  Вологодская обл. 8
52.  Камчатская обл. 8
53.  Республика Бурятия 6
54.  Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 6
55.  Карачаево-Черкесская Респ. 5
56.  Курская обл. 5
57.  Республика Северная Осетия - Алания 5
58.  Тамбовская обл. 5
59.  Агинский Бурятский АО 4
60.  Республика Дагестан 4
61.  Тульская обл. 4
62.  Чеченская Республика 4
63.  Архангельская обл. 3
64.  Калужская обл. 3
65.  Мурманская обл. 3
66.  Ненецкая АО 3
67.  Удмуртская Республика 3
68.  Пензенская обл. 2
69.  Ульяновская обл. 2
70.  Костромская обл. 1
71.  Магаданская обл. 1
72.  Республика Алтай 1
73.  Республика Коми 1
74.  Амурская обл. 0
75.  Белгородская обл. 0
76.  Брянская обл. 0
77.  Корякский АО 0
78.  Ленинградская обл. 0
79.  Липецкая обл. 0
80.  Новгородская обл. 0
81.  Республика Адыгея 0
82.  Республика Башкортостан 0
83.  Республика Ингушетия 0
84.  Республика Тыва 0
85.  Республика Хакасия 0
86.  Томская обл. 0
87.  Усть-Ордынский Бурятский АО 0
88.  Чукотский АО 0
89.  Эвенкийский АО 0

 

Обращают на себя внимание 16 субъектов федерации, депутаты от которых не произнесли ни слова за всю весеннюю сессию Государственной Думы. Среди "регионов-молчунов" такие ключевые области и республики как Башкортостан (6 депутатов), Ленинградская область (3 депутата), Белгородская область (2 депутата), Удмуртская республика (2 депутата), Чувашская республика (2 депутата) и т.д.
Средняя активность депутатов от регионов представлена в Таблице 1.12.

ТАБЛИЦА 1.12.

№№ Регион Всего
1.  Астраханская обл. 126
2.  Иркутская обл. 78,3
3.  Омская обл. 64
4.  Еврейская автономная обл. 55
5.  Республика Калмыкия 48
6.  Курганская обл. 39
7.  Новосибирская обл. 35,25
8.  Республика Мордовия 35
9.  Республика Саха (Якутия) 33
10.  Челябинская обл. 31,2
11.  С.-Петербург 29,25
12.  Самарская обл. 26
13.  Калининградская обл. 24
14.  Москва 23,79
15.  Алтайский край 20,25
16.  Кемеровская обл. 20
17.  Тверская обл. 20
18.  Республика Карелия 18
19.  Сахалинская обл. 18
20.  Тюменская обл. 17,5
21.  Рязанская обл. 16
22.  Смоленская обл. 14
23.  Пермская обл. 13,5
24.  Ханты-Мансийский АО 13
25.  Воронежская обл. 12,25
26.  Московская обл. 12,18
27.  Кировская обл. 12
28.  Республика Марий Эл 12
29.  Хабаровский край 11,5
30.  Коми-Пермяцкий АО 11
31.  Орловская обл. 11
32.  Псковская обл. 11
33.  Кабардино-Балкарская Респ. 10
34.  Ямало-Ненецкий АО 9
35.  Красноярский край 8,5
36.  Ярославская обл. 8,5
37.  Камчатская обл. 8
38.  Саратовская обл. 7,5
39.  Приморский край 7
40.  Читинская обл. 7
41.  Республика Бурятия 6
42.  Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 6
43.  Карачаево-Черкесская Респ. 5
44.  Республика Северная Осетия - Алания 5
45.  Республика Татарстан 5
46.  Чувашская республика 5
47.  Ставропольский край 4,75
48.  Агинский Бурятский АО 4
49.  Владимирская обл. 4
50.  Вологодская обл. 4
51.  Чеченская Республика 4
52.  Свердловская обл. 3,14
53.  Волгоградская обл. 3
54.  Краснодарский край 3
55.  Мурманская обл. 3
56.  Ненецкая АО 3
57.  Оренбургская обл. 3
58.  Ростовская обл. 2,71
59.  Нижегородская обл. 2,66
60.  Курская обл. 2,5
61.  Тамбовская обл. 2,5
62.  Ульяновская обл. 2
63.  Архангельская обл. 1,5
64.  Ивановская обл. 1,5
65.  Калужская обл. 1,5
66.  Удмуртская Республика 1,5
67.  Республика Дагестан 1,33
68.  Тульская обл. 1,33
69.  Костромская обл. 1
70.  Магаданская обл. 1
71.  Пензенская обл. 1
72.  Республика Алтай 1
73.  Республика Коми 1
74.  Амурская обл. 0
75.  Белгородская обл. 0
76.  Брянская обл. 0
77.  Корякский АО 0
78.  Ленинградская обл. 0
79.  Липецкая обл. 0
80.  Новгородская обл. 0
81.  Республика Адыгея 0
82.  Республика Башкортостан 0
83.  Республика Ингушетия 0
84.  Республика Тыва 0
85.  Республика Хакасия 0
86.  Томская обл. 0
87.  Усть-Ордынский Бурятский АО 0
88.  Чукотский АО 0
89.  Эвенкийский АО 0

За первыми строчками этих таблиц скрываются фамилии сильнейших лоббистов в четвертой Госдуме. Республику Калмыкия представляет Г. В. Кулик, Омскую область уже упоминавшиеся О. Н. Смолин и Н. М. Харитонов, Еврейскую АО - С. И. Штогрин, Астраханскую область - О. В. Шеин, Курганскую область - Н. М. Безбородов. Все эти люди так или иначе включаются экспертами в списки наиболее эффективных отраслевых и региональных лоббистов.


ТАБЛИЦА 1.13 СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДОКЛАДОВ ДЕПУТАТОВ-ОДНОМАНДАТНИКОВ

№№ Регион Всего
1.  Курганская обл. 15
2.  Омская обл. 12,33
3.  Челябинская обл. 12
4.  Еврейская АО 11
5.  Республика Калмыкия 8
6.  Астраханская обл. 7
7.  С.-Петербург 6,13
8.  Ханты-Мансийский АО 5,5
9.  Орловская обл. 5
10.  Республика Карелия 5
11.  Сахалинская обл. 5
12.  Кемеровская обл. 4,5
13.  Рязанская обл. 4,5
14.  Тверская обл. 4,5
15.  Кабардино-Балкарская Республика 4
16.  Москва 4
17.  Республика Саха (Якутия) 4
18.  Тюменская обл. 4
19.  Алтайский край 3,25
20.  Иркутская обл. 3
21.  Карачаево-Черкесская Республика 3
22.  Коми-Пермяцкий АО 3
23.  Оренбургская обл. 3
24.  Псковская обл. 3
25.  Республика Марий Эл 3
26.  Республика Мордовия 3
27.  Хабаровский край 3
28.  Пермская обл. 2,5
29.  Владимирская обл. 2
30.  Ивановская обл. 2
31.  Кировская обл. 2
32.  Московская обл. 2
33.  Самарская обл. 2
34.  Чеченская Республика 2
35.  Ямало-Ненецкий АО 2
36.  Вологодская обл. 1,5
37.  Смоленская обл. 1,5
38.  Читинская обл. 1,5
39.  Красноярский край 1,25
40.  Краснодарский край 1,14
41.  Ростовская обл. 1,14
42.  Архангельская обл. 1
43.  Воронежская обл. 1
44.  Курская обл. 1
45.  Магаданская обл. 1
46.  Мурманская обл. 1
47.  Республика Алтай 1
48.  Республика Бурятия 1
49.  Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 1
50.  Тамбовская обл. 1
51.  Удмуртская Республика 1
52.  Чувашская республика 1
53.  Волгоградская обл. 0,5
54.  Калужская обл. 0,5
55.  Нижегородская обл. 0,5
56.  Новосибирская обл. 0,5
57.  Саратовская обл. 0,5
58.  Ставропольский край 0,5
59.  Республика Татарстан 0,4
60.  Приморский край 0,33
61.  Республика Дагестан 0,33
62.  Свердловская обл. 0,14
63.  Агинский Бурятский АО 0
64.  Амурская обл. 0
65.  Белгородская обл. 0
66.  Брянская обл. 0
67.  Калининградская обл. 0
68.  Камчатская обл. 0
69.  Корякский АО 0
70.  Костромская обл. 0
71.  Ленинградская обл. 0
72.  Липецкая обл. 0
73.  Ненецкая АО 0
74.  Новгородская обл. 0
75.  Пензенская обл. 0
76.  Республика Адыгея 0
77.  Республика Башкортостан 0
78.  Республика Ингушетия 0
79.  Республика Коми 0
80.  Республика Северная Осетия - Алания 0
81.  Республика Тыва 0
82.  Республика Хакасия 0
83.  Томская обл. 0
84.  Тульская обл. 0
85.  Ульяновская обл. 0
86.  Усть-Ордынский Бурятский АО 0
87.  Чукотский АО 0
88.  Эвенкийский АО 0
89.  Ярославская обл. 0



ТАБЛИЦА 1.14. СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАКОНОПРОЕКТОВ, ВНЕСЕННЫХ ДЕПУТАТАМИ-ОДНОМАНДАТНИКАМИ

№№ Регион Всего
1.  Республика Калмыкия 44
2.  Удмуртская Республика 16,5
3.  Тверская обл. 15,5
4.  Челябинская обл. 13,4
5.  Астраханская обл. 10
6.  Красноярский край 10
7.  Москва 8,21
8.  Республика Карелия 8
9.  Саратовская обл. 8
10.  Чувашская республика 8
11.  Кемеровская обл. 7,25
12.  Мурманская обл. 7
13.  С.-Петербург 6,25
14.  Магаданская обл. 6
15.  Усть-Ордынский Бурятский АО 5
16.  Эвенкийский АО 5
17.  Кировская обл. 4,5
18.  Курская обл. 4
19.  Республика Северная Осетия - Алания 4
20.  Московская обл. 3,64
21.  Белгородская обл. 3,5
22.  Еврейская автономная обл. 3
23.  Калининградская обл. 3
24.  Пермская обл. 3
25.  Республика Марий Эл 3
26.  Республика Мордовия 3
27.  Сахалинская обл. 3
28.  Волгоградская обл. 2,25
29.  Курганская обл. 2
30.  Приморский край 2
31.  Псковская обл. 2
32.  Республика Саха (Якутия) 2
33.  Нижегородская обл. 1,67
34.  Воронежская обл. 1,25
35.  Амурская обл. 1
36.  Брянская обл. 1
37.  Иркутская обл. 1
38.  Кабардино-Балкарская Респ. 1
39.  Камчатская обл. 1
40.  Карачаево-Черкесская Республика 1
41.  Коми-Пермяцкий АО 1
42.  Оренбургская обл. 1
43.  Орловская обл. 1
44.  Республика Адыгея 1
45.  Республика Бурятия 1
46.  Республика Коми 1
47.  Республика Тыва 1
48.  Томская обл. 1
49.  Хабаровский край 1
50.  Чеченская Республика 1
51.  Алтайский край 0,75
52.  Омская обл. 0,67
53.  Республика Башкортостан 0,67
54.  Самарская обл. 0,6
55.  Липецкая обл. 0,5
56.  Новосибирская обл. 0,5
57.  Пензенская обл. 0,5
58.  Ставропольский край 0,5
59.  Тамбовская обл. 0,5
60.  Ханты-Мансийский АО 0,5
61.  Свердловская обл. 0,43
62.  Республика Татарстан 0,4
63.  Ленинградская обл. 0,33
64.  Краснодарский край 0,29
65.  Ростовская обл. 0,14
66.  Агинский Бурятский АО 0
67.  Архангельская обл. 0
68.  Владимирская обл. 0
69.  Вологодская обл. 0
70.  Ивановская обл. 0
71.  Калужская обл. 0
72.  Корякский АО 0
73.  Костромская обл. 0
74.  Ненецкая АО 0
75.  Новгородская обл. 0
76.  Республика Алтай 0
77.  Республика Дагестан 0
78.  Республика Ингушетия 0
79.  Республика Хакасия 0
80.  Рязанская обл. 0
81.  Смоленская обл. 0
82.  Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 0
83.  Тульская обл. 0
84.  Тюменская обл. 0
85.  Ульяновская обл. 0
86.  Читинская обл. 0
87.  Чукотский АО 0
88.  Ямало-Ненецкий АО 0
89.  Ярославская обл. 0

 

 
 
© Институт „Общественная Экспертиза“